Приемы использования аналогий и ассоциаций относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом является "Синектика" метод решения
изобретательских задач и поиска новых бизнес идей группой специалистов,
широко использующих различные типы аналогий.
Метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. У. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.
Метод основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. на способности устанавливать ассоциативные связи между совершенно различными объектами и их свойствами.
Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение
раннее пережитых мыслей, восприятий, и "включить" богатую информацию
прошлого опыта для решения конкретной поставленной задачи. Аналогия является
хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют
творческие возможности.
Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:
Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений среди аналогичных задач, сходных процессов и бизнес идей, в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений непосредственно к собственной задаче.
Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес проблемы как о своих собственных. Часто этот метод называют "методом эмпатии".
Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, напоминающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему в общепринятых терминах и сделать ее пригодной для анализа более широким кругом людей.
Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения и задачи, которые мешают нахождению решения проблемы или генерации новой бизнес идеи.
На начальном этапе "Синектики" аналогии используются для наиболее
четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы или инновации.
Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально
организованного обсуждения определяются главные трудности и
противоречия, препятствующие инновациям. Вырабатываются новые
формулировки проблемы, определяются новые цели и задачи.
В дальнейшем при помощи ассоциативных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и
решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При
необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее
исследования, обсуждения и развития полученных ранее инновационных идей.
Для успешного использования аналогий в решении, как технических, так и бизнес задач
требуется специальная тренировка способностей человека к фантазии и образному мышлению.
Часто для этого используют различные психологические и творческие тренинги и мастер-классы.