4.1. Системный анализ бизнеса
тест для руководителя
Поверьте, для науки совершенно безразлично – Вы президент траснациональной
супергиперкорпорации или кустарь-одиночка с мотором. Чтобы оценить Вашу
организацию и Вас как руководителя, достаточно ответить на практически одни и
те же вопросы. Независимо от того руководите Вы бригадой горестроителей из
ближнего Зарубежья или гигантом соц. индустрии, вовремя приватизированным.
Поскольку Ваших ответов никто не слышит – попробуйте ответить честно.
Мы не ставим Вам баллов или оценок.
Вы сами подумаете о себе то, что подумаете.
Обоснование результатов ответов тоже за Вами. Это все-таки самоучитель. Думайте, обосновывайте, не соглашайтесь, если
сможете. Вперед.
Сколько людей у
Вас в непосредственном подчинении?
- Один
- Вам
повезло, если это Вы сами. Ваш бизнес будет процветать, пока Вы сами крутите
педали.
- Если
это Ваша супруга (супруг) - будьте бдительны! Посмотрите, кто кому
подчиняется в производственной и личной сферах. Очень опасно. Жажда
свободы, скандалы, рога, копыта...
- Это Ваш партнер. Готовьте договор о разделении прав, имущества, денег, семьи
и прочего.
- Просто наемный работник.
Срочно! Возьмите еще 2-х. Даже если проиграете по затратам на зарплату
(ЗП) - выиграете на непрерывности процесса, самосознании работников и
независимости от причуд единственного подчиненного.
- В любом варианте - 1 подчиненный - "никакой ты не командир"
- От
2-х до 5-ти
О'К. Если это лица примерно одного иерархического уровня, можно
надеяться, что в Вашей конторе (независимо от размера) правильно
разделены функции и делегированы права. У Вас есть шанс.
- Семь
Если в это магическое число входят Ваш водитель и секретарша- отлично!
Если это 7 действующих работников, Вы - либо гений, либо Вы - на краю
неуправляемости. Если уже не там.
- Больше
7-ми
Либо Вы не понимаете, что такое "иерархия" и
"непосредственно", либо Вы - ИДИОТ, организационный. Иное науке
неизвестно. (далее « i » -
идиот)
- У
Вас десятки (сотни, тысячи) подчиненных
- i2 (ИДИОТ в квадрате). Смотри выше.
Сколько различных
направлений Вы ведете (контролируете, управляете и т.п.)?
Например: склады, торговля, транспорт, производство, строительство, iT,
маркетинг, бухгалтерия и т.д. и т.п.
- Одно
O'K. Есть надежда. Рано, уже или поздно - Вы будете профессионалом и хотя
бы поймете, чем занимаетесь.
- Два,
три
Вы очень умный человек. Эрудированный и где-то талантливый. Попробуйте
подумать над дальнейшим структурированием. Обычно, 1 человек - 1-но
направление (дело) эффективнее. Поднимитесь на уровень выше в иерархии.
Создайте этот уровень, если надо.
- Четыре,
пять и более
Соболезнуем. Вокруг Вас сплошные идиоты. Никому ничего поручить нельзя.
Все Сам, Сам и только Сам. Вас даже учить ничему не надо. Надо бы лечить,
но "i" не лечится. Главное успеть заказать венки на похороны
Вашей организации. (Вот это лучше "Сам").
Кстати, "i2" долго не живут - историческое наблюдение.
Сколько Ваших
сотрудников обращается к Вам с деловыми вопросами в день?
- 1-3
O'K. Если это Ваши непосредственные подчиненные по Вашему направлению
деятельности.
- 5-10
Вы - имитатор! Минимум 5-ть вопросов откладываются, типа "надо
подумать". Еще хуже - вопросы решаются с ходу, быстро, с огоньком.
Если Вы владелец фирмы - структурируйтесь, пока не поздно, и ставьте
профессионалов.
Если Вы - "профессионал", Вас надо гнать.
- Свыше
10-ти
Вам пора на сцену. В разговорном жанре или клоунах Вы добьетесь намного
большего, нежели изображая руководителя.
Сколько
разговоров "по делу" Вы ведете по телефону в день?
- 1-3
O'K. Возможно.
- Больше
5-ти
А у Вас менеджеры есть?! Они-то чем занимаются?
- Больше
10
"i2". Трепло.
Сколько
параметров (или отчетов) Вы контролируете в Вашем деле?
- 3
- 5-10
- >10
Даже не будем детализировать. Вспомните Ваш автомобиль - даже там половина
приборов лишние! Чтобы понять куда едешь, достаточно лобового стекла, фар и
дворников. Хотя, их и придумали трусы.
Сколько решений в
день принимаете Вы, лично?
- Меньше
одного
Отлично. Вы нормальный руководитель в стабильном бизнесе.
- 1-5
Падаете? Строитесь? Дело плохо. Либо труба, либо нет системы управления.
- Больше
5
А вы вообще думаете? Хоть, иногда? Или только решаете? Может уже не надо? Без
Вас фирме, явно, будет лучше.
Сколько совещаний
Вы проводите в месяц?
- Меньше
одного
Нормально. Но не потеряйте оперативность.
- 1-2
У Вас динамичный бизнес в сложных условиях. Постарайтесь тщательно
планировать свои действия.
- Больше
двух
Театр одного актера? Не хватает лучей славы и восторгов благодарных
зрителей? Сходите к психоаналитику или смените амплуа.
Вы твердо знаете
чего хотите?
0.
чтобы
все было хорошо - i . Только полные i могут этого хотеть, не думая даже, что такое ВСЕ.
1.
кто,
что сегодня напоет то и хочется – i2, Флюгер.
2.
«у меня все ходы записаны» - умница. Не забудьте время от времени
перечитывать Ваши ходы, и переписывать.
Вы получаете
достоверную информацию о состоянии Вашего дела?
- Да. - Блажен кто верует.
- Нет. - Как все запущено…
- Не знаю. - Ну и
правильно, зачем голову ломать.
Вы стараетесь вникнуть во все детали и все проблемы всех подразделений?
- Да. - У Вас очень маленькое дело или Вы очень самонадеянны. Или пытаетесь убежать от тех решений, которые должны принимать на своем уровне.
- Нет. - И это правильно. Для этого есть соответственные ответственные.
Вы даете прямые указания подчиненным своих подчиненных?
- Да. - Вы хотите снять ответственность со своих подчиненных? Или хотите, чтобы они отвечали за Вашу глупость? Или просто любите "любить" все, что движется?
- Нет. - Нет подчиненных? :)
Какой толк от 4-го человека по списку в
структуре Вашей организации?
- «0» - Правда, правда - "ноль". Представьте
что он в отпуске. Бессрочном. Что-то изменилось?
А, от 5-го?
Количество бесполезных подразделений в
Вашей структуре?
0.
Нет
таких - Не бывает. Даже если Вы один –
пара отделов в вашем головном мозге и то лишняя.
1.
Одно - Нормально если это бухгалтерия.
2.
Два
и более - Вы уверены, что всех сосчитали?
Что Вы считаете главным достоянием Вашего
дела?
0.
Материальные
ценности -
Вам повезло.
1.
Люди - У
Вас большие проблемы. Даже если ВЫ их и не видите.
Как Вы подбираете подчиненных?
- По
анкете
"i". Смотреть надо не на бумагу, а на "морду лица".
Примерно 30% удачного выбора.
- По
знакомству
"i2". Всю жизнь будете каяться - либо, что взяли, либо, что
выгнали.
- Спинным
мозгом
Ндравится - не ндравится. O'K. Спинному мозгу миллионы лет - он лучше
знает. Быстро взял - быстро выгнал. 70% успеха.
У Вас есть бесплатная столовая для
работников?
- Да
Добавьте патернализм к Вашему "i"-му. Вы считаете, что Вы их
кормите, а они - сколько Вы недоплатили.
- Нет
И слава богу. Дайте людям выбор. Либо у Вас, за деньги(!), либо где
захотят сами.
Вы ввели офисный стиль одежды?
- Да
Хорошо. Белое с черным? Уже хороните? Нет? Ладно. Но лучше посоветуйтесь
с дизайнерами.
- Нет
Зря. Ничто не вызывает большего уважения у посетителей и самоуважения у
подчиненных.
Интересуетесь ли Вы личной жизнью
подчиненных?
0.
Да. -
Хорошо, если это не слишком навязчиво и не проявление шпиономании или вуайеризма.
1.
Нет. -
Очень плохо. Прямой путь к потере работников и денег.
Любят ли Вас? В смысле, подчиненные?
0.
Да. - Плохо. Вы ведь не доллар, что бы
всем нравиться.
1.
Нет. - Плохо. Может действительно быть попроще?
Да и «РОНДО» не помешает.
2.
Не
знаю. - Нормально. Будете увольнять –
узнаете.
Легко ли Вы увольняете работников?
0.
Да. - Хорошо. Всем спокойнее. Нервы
портят не те кого уволили, а те кого не уволили. Изя come – Изя go.
1.
Нет. - Хорошо. Есть надежда на
справедливость.
Можете ли Вы ударить женщину?
Без
комментариев.
А Вам Ваше дело не надоело?
- Да.
Самое лучшее состояние для реорганизации, структуризации и делегирования
полномочий. Сделайте хоть что-нибудь. Хуже уже не будет!
- Нет.
Ну-ну. Работайте дальше. Может, выйдет. Каменный цветок.
- Не
знаю.
Посмотрите вокруг себя. Придите на работу как посторонний. Оцените
обстановку. Помолчите. Послушайте людей. Подумайте. Может ну ее, работу?
На дне
каждого сердца есть осадок.
Кузьма
Прутков
Анализ очень краткий. Все заочно не спросишь и все аспекты не
перечислишь. Однако, есть надежда, что некое общее впечатление о своей организации, ее системе управления, структуре, и о себе лично, у вас все-таки сложилось.
Хотя, вопрос, как у Вас все организовано и работает – вторичен. Главная цель анализа – помочь Вам немного задуматься и
ответить себе на основной вопрос – нужно ли читать дальше?
Если у Вас все уже хорошо - выбросьте книжку.
Если что-то не так – читайте.
Если Вам, что-то помогло - отлично. Мы очень рады.
Если Вам, что-то непонятно – звоните. Обучение за деньги, извините.
Если Вам интересно взглянуть на Ваше Дело более подробно и реально - заказывайте консалтинг. За
большие деньги, извините.
Если Вы получили оценки в основном "i" и "i2" - O'K. Огорчайтесь,
но не очень сильно. 2-ой закон никто не отменял.
Зато, Вам есть куда двигаться! Совершенствовать управление своим делом и свои навыки руководителя и организатора. Поздравляем.
Дальше будет, конечно, хуже, но зато, по-другому!