/управление бизнесом/   /бизнес идеи/   /малый бизнес/   /бизнес планы/   /системотехника бизнеса/   /искусство управления/   /кадровая политика/   /управленческий консалтинг/   /реклама предприятия/ 

Метод "Пять почему"

метод развития мышления, поиска идей и принятия решений

Автор метода: Сакити Тоёта, 1930 г.

Метод "Пять почему" применяется в различных областях человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска первопричин их возникновения.

Суть метода в последовательном выяснении причин возникновения проблемы пуем отвена вопрос "почему?" возникло то или иное затруднение. Это достаточно эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь связанных между собой факторов, оказывающих влияние на существование проблемы.

Механизм метода довольно прост:
  1. Определить конкретную проблему, которую необходимо решить.
  2. Прийти сформулировать рассматриваемую проблему.
  3. При поиске решения следует начинать "сверху", с конечного результата (проблемы) и идти "вниз", в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема.
  4. Ответ записать под проблемой.
  5. Если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задать вопрос "Почему?" и новый ответ записать ниже.
  6. Вопрос "Почему?" необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной.
  7. Если ответ решает проблему, принимается решение, использующее ответ.

Данный прием не является новым. Начиная с самого детства, для выяснения чего-то непонятного мы постоянно задаем вопрос "Почему?".

Истоки использования вопроса "Почему?" для анализа проблемы и поиска первопричины ее возникновения находят в наследии илософов IV-III вв. до н. э. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции, используемой в логике для любого доказательства, принято считать Сократа.

Однако первым, предложившим для сокращения или ликвидации издержек и увеличения производительности использовать принцип "Пять почему?", который получил популярность в 70-х годах ХХ в. благодаря производственной системе Тойота (TPS), стал Сакити Тоёда. Цифра "пять" условна. В действительности вопрос задать придется меньше или больше пяти раз, выстраивая логическую цепочку, прежде чем будет установлена первопричина проблемы.
Поиск ответов на вопросы, входящие в логическую цепочку, позволяет структурировать исследовательскую ситуацию, т. е. выработать методику эффективного анализа рассматриваемой проблемы.

Дополнительная информация:

  1. Для получения полной и точной информации необходимо правильно формулировать вопросы.
  2. Принцип "Пять почему?" может быть использован как самостоятельно, так и в качестве составной части различных методов решения широкого круга задач и проблем в различных областях повседневной жизни и деятельности. Например, вопрос "Почему?" применяется в рамках функционально-стоимостного анализа, концепции "Шесть сигм", причинно-следственной диаграммы, метода контрольных вопросов и т. д.
  3. Принцип "Пять почему?" наиболее полезен при решении проблем, связанных с человеческим фактором и межличностными отношениями.
  4. Данный подход не всегда направляет исследователей по пути, способствующему установлению причины проблем, поскольку не имеет встроенных экспертных знаний и обычно обеспечивает только получение мнений о том, почему существует проблема.
  5. Поскольку задать вопрос "Почему?" просто, людям нравится использование приема "Пять почему?". Однако просто задавая вопрос "Почему?", вы не получите того, что выше ваших знаний.
К достоинствам метода можно отнести: В тоже время у метода есть определенные недостатки:

Решение только простых задач. В самом методе не предусмотрены правила логической проверки цепочки причин в обратном направлении от первопричины к результатам.


кнопка выхода


 /предпринимательство/   /для начинающих/   /как заработать/   /франшизы/   /маркетинг/   /топ идей/   /обучение/   /инвестиции/   /база знаний/ 

еще раз