ТРИЗ
метод развития мышления, поиска идей и принятия решений
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - система альтернативная многочисленным и малоэффективным методам активизации перебора вариантов и позволяющая превратить процесс решения задач и проблем в четко сформулированный алгоритм действий.
ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией решения задач.
ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения,
и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи
более высокого изобретательского уровня.
Теория решения изобретательских задач появилась в 60-х годах в СССР.
Основателем теории являлся Г.С. Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) писатель-фантаст, инженер, изобретатель.
В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование
в изобретательстве законов развития технических систем.
Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских
задач (АРИЗ).
АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью
которых является выявление и разрешение противоречий,
существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию.
Для этого используется ряд интеллектуальных инструментов:
- Таблица устранения технических противоречий,
в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами.
Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров
предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия.
Всего 40 приемов.
Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
- Стандарты решения задач. Сформулированы
стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются
типовые решения.
- Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные
варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности
и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе
вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.
- Указатель физических эффектов.
Описаны наиболее распространенные для
изобретательства физические эффекты и возможности их использования для
решения изобретательских задач.
- Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов
и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении
творческих задач. Примером таких методов является
Метод маленьких человечков.
Несомненным достоинством ТРИЗ стало то, что в ней была предпринята попытка
использовать для решения изобретательских задач диалектические подходы, связанные с
выявлением и разрешением противоречий и дан ряд рекомендаций для их разрешения.
Кроме того, в книгах по ТРИЗ приводилось
большое число интересных примеров и задач, которые сами по себе имели большую
познавательную ценность.
Однако Теория решения изобретательских задач имела ряд существенных изъянов:
- В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными.
- Диалектический подход (анализ противоречий), заложенный в основной инструмент решения задач, был искажен введением новых понятий (техническое и физическое противоречие).
- Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и мало пригодную для практического использования конструкцию.
- В ТРИЗ так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению.
- ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако основная часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).
- По своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. Предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей и обучения систематическому мышлению.
В период своего активного развития (80-е годы прошлого столетия) указанные недостатки
и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. К сожалению, с развалом СССР и уходом из ТРИЗ ее основных разработчиков, в развитии теории за последние десятилетия, не
появилось ничего достойного серьезного внимания.