Продукты питания – это тот товар, который пользуется постоянным спросом, независимо от того, кризис на дворе или нет, много человек зарабатывает денег или мало, хорошая погода на улице или плохая и т.д. Словом, создание продуктового магазина – это отличный шанс заняться бизнесом по продаже товара, который пользуется постоянным и устойчивым спросом.
Сразу отметим, что составить бизнес план магазина продуктов, который подошёл бы всем интересующимся – не так-то просто. Поэтому здесь мы рассмотрим лишь вопрос того, как открыть обычный продуктовый магазин. Конечно, большие супермаркеты тоже можно отнести к продуктовым магазинам, однако бизнес план супермаркета гораздо сложнее по своей структуре, да и стоимость открытия супермаркета весьма велика.
Итак, перейдём непосредственно к бизнес плану продуктового магазина.
Цели бизнес-проекта
Настоящим бизнес планом предполагается создание продуктового магазина шаговой доступности.
Оптимальная организационно-правовая форма бизнеса – индивидуальный предприниматель. Так как конечными потребителями являются частные лица, такая форма организации бизнеса поможет минимизировать налоги и упростит бухгалтерию и ведение бизнеса.
Степень успешности бизнес-проекта можно оценить как достаточно высокую, так как, несмотря на обилие продуктовых магазинов, правильно выбранное место и удачные маркетинговые стратегии должны позволить завоевать свою нишу и выйти на достаточную прибыль.
Описание бизнес-процесса
Предполагается, что магазин продуктов будет реализовывать товар конечному потребителю через систему продавцов, обслуживающих покупателей в торговом зале. Предполагается круглосуточный режим деятельности магазина для удобства конечного потребителя и увеличения валовой выручки.
Проще говоря - круглосуточный магазин прилавочного типа. Вопрос с увеличением валовой выручки от круглосуточной работы - надо очень и очень посмотреть по конкретному месту. Среди жилых домов ночной магазин имел смысл только до запрета ночной торговли алкоголем, да и то далеко не везде.
Анализ ситуации на рынке
В данном разделе необходимо дать полную и подробную характеристику рынку продуктовых магазинов шаговой доступности, расположенных в предполагаемом районе ведения бизнеса. Обязательным является выявление всех недочётов и промахов в бизнесе потенциальных конкурентов с целью устранения их в собственном бизнесе.
В этом же разделе необходимо описать краткую стратегию выхода на рынок – основные маркетинговые приёмы и решения, бизнес-новшества и т.д.
Производственные показатели
Первым шагом в открытии магазина продуктов станет поиск или строительство помещения. Оптимальным вариантом могут стать две стратегии (в зависимости от начального капитала). Первая стратегия – построить некапитальное сооружение площадью 150-200 квадратных метров. Вторая стратегия – снимать аналогичное помещение на первом этаже здания.
В первом случае необходимо будет получить разрешение местных властей на строительство. Во втором случае достаточно будет найти подходящего арендодателя и заключить с ним договор долгосрочной аренды. Отметим, что иногда арендодатели заключают лишь годовой договор аренды с возможностью дальнейшего его продления. В этом случае велики риски, в конечном итоге, остаться без помещения. Чтобы минимизировать риски, следует либо построить своё здание, либо найти только долгосрочную аренду.
Построить здание это да - вешь. Особенно в крупном городе и в проходном месте. Если у вас есть такая возможность - стройте! Только, зачем вам тогда этот убогий магазинчик? Займитесь строительством - совсем другая рентабельность, однако.
Следующим шагом станет Состав оборудования магазина. Следует в обязательном порядке организовать складское помещение для хранения товара достаточной пощади. Остальную площадь займёт торговый зал.
Торговый зал по остаточному принципу? Мы о чем вообще говорим? О ларьке при продуктовом складе или о магазине с подсобками?
Размер подсобок определяется в зависимости от торгового зала (точнее от проходимости магазина, которая от него зависит), а не наоборот!
Затем необходимо приобрести Состав оборудования для магазина. Сюда относятся холодильные лари, холодильники, полки для товаров, стеллажи, кассовый аппарат. Полный набор оборудования будет зависеть от конечного ассортимента товара. Приобретать Состав оборудования можно как новое со склада у производителя, так и подержанное, которое частенько распродают через профильные издания или на специализированных интернет-сайтах.
Следующим шагом станет поиск и подбор персонала (продавцов). Отметим, что делать это надо тщательно, так как именно в продуктовых магазинах чаще всего выявляются ежедневные недостачи. Оптимальным вариантом будет обращение в специализированные агентства или требование персональных рекомендаций от владельцев магазина с предыдущего места деятельности. Однако полностью быть застрахованным от воровства в этом виде бизнеса практически нереально.
После этого необходимо получить разрешительные документы на ведение деятельности от пожарников и санэпидемстанции. Только после этого магазин может быть готов к работе.
Нормально... Построил, все оборудование закупил, персонал нанял, а уже потом занялся разрешительной документацией???
Так не бывает, к счастью. Проект магазина и прочие разрешительные документы должны быть у вас на руках еще ДО закупки оборудования или, тем более, строительства! Может быть вам в этом месте и этом помещении просто не разрешат открывать продуктовый магазин, что избавит вас от бесполезных хлопот и затрат по данному "бизнес плану".
Маркетинг и сбыт продукции
Красиво оформленная вывеска и витрины, оригинальный дизайн. Размещение рекламы в интернете, на радио, телевидении и в прессе. Проведение рекламных акций.
Как изначально предполагалось данным бизнес планом, сбыт продукции конечному потребителю будет осуществляться через систему продавцов, работающих в торговом зале. Предполагается, что доставка товара в магазин будет осуществляться торговыми агентами оптовых компаний по продаже продуктов питания, следовательно нет необходимости в собственных водителях, грузчиках и агентах.
В агентах-то необходимости нет, а вот кто будет товар из подсобки в зал подавать? Да и при приемке товара от поставщика, кто его будет по "складскому помещение для хранения товара достаточной пощади" растаскивать?
Продавцы или директор? Лучше уж пусть сам владелец, или автор сего опуса, покорячатся.
Экономические показатели
В данной части бизнес плана магазина продуктов предстоит ответить на ряд непростых вопросов. Главные из них – сколько стоит открыть продуктовый магазин и выгодно ли открывать продуктовый магазин. Давайте посчитаем.
Расходы:
- строительство некапитального здания (330.000 рублей)
- приобретение оборудования (230.000 рублей)
- зарплата персонала (240.000 рублей в год)
- бухгалтерия (130.000 рублей в год)
- первоначальная закупка товара (1.030.000 рублей)
- оборотные средства (530.000 рублей)
Итого: 2.340.000 рублей на первый год деятельности
Доходы:
- перепродажа продуктов питания (250.000 рублей в месяц)
Итого: 3.030.000 рублей в год
Как видно из финансового плана,
срок окупаемости продуктового магазина составляет порядка 9-10 месяцев. Таким образом, можно сделать вывод, что открывать продуктовый магазин достаточно выгодно. Кроме того, следует помнить, что выручка магазина продуктов очень часто зависит от месторасположения и в ряде случае магазин может окупить себя гораздо быстрее.
Или не окупится никогда, во что, глядя на эти "отбалдовые" цифры, верится значительно больше. Даже если "рубли" перевести в "условные единицы", то и тогда эти "условные затраты" не будут иметь под собой никакого смысла.
Затраты на "бухгалтерию" составляют больше половины всх затрат на "зарплату персонала"? Это как? Вместе с налогами что ли? А с какими, извините? С НДС или без? Или у вас только "патент" положен?
А 250.000 "руб/месяц" на "перепродаже продуктов питания" - это оборот или наценка? Если наценка то сколько? И как это бъется с оборотными средствами?
Тьфу. Зачем задавать вопросы людям, которые ничего в этом не понимают, о чем собственно и написали, выдав эту "отсебятину" за "давайте посчитаем".
Не считайте.
Если вы хоть сколько-то дружите с головй, весь этот бред просто выбросите в помойку. От первого слова до последнего. Просто бред не имющий НИКАКОГО отношения к реальному положению вещей на рынке продуктов. Начиная с "правильно выбранного места", которое стоит и ждет, когда же его кто-то выберет и построит на нем "некапитальное здание". Идиоты.
В крупном городе только одно согласование этого места обойдется дороже, чем весь указанный бюджет на первый год. Не считая согласования проектов, коммуникаций, СЭС, "пожарников" и пр. и пр. Это если вы еще найдете место - ходовое, но никем не занятое.
А в маленьком городе или поселке, возможно и проще что-то открыть и даже построить. Только продуктовая палатка в нем уже есть, а на две палатки - населения не хватает. Увы.
Но, самое главное, считается бизнес план продуктового магазина ровно с конца - начиная с прогноза сколько покупателей в день будет проходить в этом магазине, и что конкретно они будут покупать. На каую сумму и с какой наценкой. То есть сначала вы пытаетесь "прикинуть" сколько вы сможете получать реального дохода с этой точки в день/месяц/год, а уже потом начинаете думать - стоит ли в это дело ввязываться вообще? И в каком объеме.
Примерно так. Для начала.