Корея – страна кофейных автоматов. Они есть практически везде: на городских
улицах, в учрежденческих корридорах, в заводских курилках и у небольших сельских
магазинчиков.
Автоматы эти продают кофе в небольших бумажных стаканчиках – где-то по 50
граммов порция. При этом можно выбрать, желаешь ли ты кофе черный или с молоком,
с сахаром или без оного, а в наиболее продвинутых устройствах – еще и
отрегулировать крепость напитка или выбрать один из нескольких сортов.
Конечно, автоматы по продаже того и сего есть сейчас во многих странах, но мало
где они пользуются подобной популярностью.
Ближайшие аналоги корейского кофейного автомата можно, разумеется, найти по
соседству – в Японии. Действительно, как и многие друшие традиции современной
Кореи, пристрастие к кофе из автоматов пришло в Корею из Японии. Произошло это
сравнительно недавно - в конце 1970-х годов.
Это вы про какую Корею? Про Северную? Извините.
В самой Японии автоматы привычного в Корее типа – с бумажным стаканчиком –
появились в начале 1960-х годов. Сейчас, кстати, ими там пользуются реже:
японцам с их исключительной чистоплотностью подобная система в последние годы
стала казаться недостаточно гигиеничной. Однако в свое время кофейные автоматы
пользовались в Японии огромным успехом, и не удивительно, что корейцы решили
этот успех повторить.
В 1977 году концерн "Лотте", который традиционно имеет очень близкие отношения с
Японией, закупил первые 400 автоматов, которые и были установлены в Сеуле.
Вскоре две другие крупные корейские фирмы приобрели у японцев лицензии на
изготовление кофейных автоматов: LG (в те времена известная в Корее как "Кымсон",
а за границей как "Голдстар") приобрела лицензии у "Фудзи", а "Самсунг"
договорился с "Саньё". Кстати, эти две фирмы и поныне являются главными
производителями кофейных автоматов в Корее.
Поначалу автоматы стоили дорого, и встречались на корейских улицах достаточно
редко. В 1981 г. во всей Корее их было всего 3123 штуки. Две трети из них
продавали "кофе в стаканчиках", а остальные – всякую всячину. Эта пропорция
сохранилась и до наших дней: и сейчас примерно две трети торговых автоматов
Кореи – кофейные.
Очень интересно. Это реклама Самсунга?
Кстати, в начале 1980-х годов действовал закон, который требовал от операторов
кофейных автоматов, чтобы в подведомственных им устройствах в обязательном
порядке продавалось не только кофе, но и корейские чаи – всяческие травяные
настои (я их, признаться, терпеть не могу). Этот закон был призван "поддержать
отечественного производителя", и проводился в жизнь с решительной генеральской
суровостью – в стране правил военный режим. Предпринимателя, который не
озаботился продажей "правильных" напитков, ждал штраф в полмиллиона вон. По тем
временам это были немалые деньги – по покупательной способности они примерно
соответствовали нынешним пяти миллионам. Если владелец автомата не мог или не
хотел заплатить штраф, то его могли посадить в тюрьму на год!
То есть надо ввести это в России Законодательно??
По-настоящему бум автоматической торговли начался в середине восьмидесятых. К
тому времени корейские фирмы наладили массовое производство автоматов, которые
резко подешевели и стали быстро распространяться по стране. В олимпийском 1988
г. в Корее было уже 17 тысяч торговых машин, в том числе 12 тысяч кофейных. По
нынешним меркам это – довольно скромные цифры, ведь сейчас автоматов по продаже
кофе в Корее в 30 раз больше. Однако именно с конца восьмидесятых кофейный
автомат стал обычной частью корейского городского пейзажа.
Рост этой индустрии был вызван двумя причинами: во-первых, автоматы удобны
потребителям; во-вторых, они выгодны владельцам. Кофейный автомат стоит примерно
5 миллионов вон – и приносит 200-300 тысяч вон в месяц, полностью окупая себя
года за полтора. Впрочем, очень многое в этом бизнесе зависит от удачного
расположения автомата.
А "вон"а это сколько в рублях? Я все забываю
Конечно, инфляция сказывается и здесь. Я еще хорошо помню времена, когда
стаканчик кофе в метро стоил 200 вон, а в служебном автомате ео можно было
купить за 100 и даже за 50 вон. Сейчас цены – совсем другие (впрочем, и зарплаты
– тоже). На автоматах рядом с прорезями для монет появились и прорези для
банкнот. Впрочем, жаловаться на дороговизну не приходиться. В США или Австралии
стаканчик кофе стоит 60-80 центов, то есть в два-три раза больше, а качество
напитка, скажем прямо, не идет ни в какое сравнение с корейским.
А! Так это реклама туристических поездок в Корею за кофем?
На конец 2001 года в Южной Корее действовало 350 тысяч автоматов по продаже
кофе. При этом специалисты считают, что резервы рынка далеко не исчерпаны. Рост
продолжается – и я, старый поклонник кофейных автоматов, этому обстоятельству
только рад.
И я рад за корейцев и за автора этого опуса. Только причем здесь бизнес план?!
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.