«За всё надо платить». Это мудрое изречение мучает обычных граждан и звучит
сладкой музыкой для тех, кто решил расширить свой розничный бизнес, организовав
прием платежей за коммунальные услуги, свет и связь.
С каждой операции по приему платежей можно класть в карман от 0,5 до 10%, а
главное, никаких лицензий и сертификатов. Красота! Конечно, язык не
поворачивается назвать этот бизнес самостоятельным, основным. Скорее, речь идет
о дополнительном источнике заработка. Поучаствовать в этом празднике жизни, в
принципе, может каждый предприниматель. Не так давно Центробанк выпустил
очередное письмо, в котором подтвердил, что платежи могут принимать даже киоски
с мороженым — при наличии соответствующего соглашения с оператором или его
агентами. Буквально все это означает, что скоро за связь и «коммуналку» люди
привыкнут платить не только с помощью карточек предоплаты или в банке, но и,
например, в ближайшей аптеке, в газетном киоске или в кафе.
Не бизнес план и не бизнес, так, предпосылка, одним словом. Но, если у вас есть своя розничная точка или уголок в проходном месте - прочитайте. Может что и сложится. Как приработок.
Предпосылок для развития бизнеса по приему платежей немало: всеобщая мобильная
телефонизация, рост популярности IP–телефонии, растущий спрос на коммерческое
телевидение, необходимость регулярно платить за свет, газ, стационарный телефон,
домофон и многое другое. Главный же козырь — легкий шанс переманить тех, кто до
сих пор томится в очередях, чтобы оплатить те или иные услуги в отделениях
банков: многие готовы немного переплатить в обмен на ускорение процесса и
возможность внести средства там, где это удобно.
— Мы ведем статистику клиентов нашей платежной системы, — говорит директор ООО «Амега
телеком» (платежные системы Empay) Кирилл Казанцев. — И в последнее время
наблюдаем тенденцию: платежи плавно перетекают из салонов связи в
неспециализированные розничные точки — продуктовые магазины, заправки, книжные
лавки, в булочные. У этого явления есть простое объяснение: темп жизни в городах
ускоряется, а с ним растет и количество различных платежей. Потребители выбирают
удобство. Действительно, зачем специально идти в салон связи или Сбербанк и
стоять в очереди, когда оплатить услуги можно буквально на ходу — по пути на
работу или совершая покупки в ближайшем супермаркете!
Что касается возможности заработать на приеме платежей у населения, то здесь два
основных варианта: организация собственной «точки» или вступление в ряды
субдилеров действующих в стране платежных систем. В последнем случае остается
лишь приобрести POS–терминалы и начать перепродажу услуг платежной системы, с
которой вы заключили соглашение. В этом смысле самое выгодное — выступать в
качестве оптовика, выплачивая субагентам — розничным точкам — часть комиссии, но
не связываясь напрямую собственно с приемом платежей. «Это намного проще и
выгоднее, чем ставить «бандуры», — говорит Кирилл Казанцев, имея в виду автоматы
для приема платежей. — В целом же, несомненное достоинство бизнеса по приему
платежей — простота и прозрачность его организации. Скажем, в Казани платежи
через POS-терминалы легко проводят бабушки-продавцы в газетных киосках».
На каждом углу
Как устроена бизнес–схема? Все просто. Предприниматель заключает договор с одной
из платежных систем — E–port, e–pay, Suntel, Empay, «Бюрократ» — и получает
право принимать платежи, согласно оговоренной комиссии. Разумеется, для начала
следует тщательно изучить условия, на которых работают различные платежные сети.
Так, E–port взимает с дилера 30 копеек за каждый платеж, а Platina требует
открыть отдельный счет в банке. Тарифная политика, необходимое аппаратное и
программное обеспечение, удобство работы — все это, естественно, должно стать
предметом изучения предпринимателя, задумывающегося о запуске такого бизнеса. В
конце концов, если бы на рынке присутствовала одна–единственная, идеальная по
всем параметрам платежная система, другие, вероятно, вымерли бы, еще не
родившись.
Для запуска бизнеса от ПБЮОЛ потребуются копия свидетельства о госрегистрации,
копия паспорта и ИНН, от юрлиц — копия документа о госрегистрации в ЕГРН, ИНН,
заверенные печатью предприятия реквизиты, а также копия приказа о назначении
директора с правом подписи.
Средний заработок владельца торговой точки составляет от 2 до 8% от всех сумм
платежей, причем комиссия автоматически начисляется в режиме реального времени.
Участники рынка утверждают: обычно оборот пункта по приему платежей составляет
от 7 до 15 тысяч рублей в день, редко опускаясь ниже 5 тысяч. Что касается
верхней планки, то владельцы пунктов приема платежей осторожно говорят примерно
о 100 тысячах рублей в день. Что важно — предприниматель уплачивает налоги
исключительно со своего вознаграждения, то есть не с оборота, а с прибыли, даже
если применяется «упрощенка».
Пункт приема платежей в деталях
Инвестиции. Основное преимущество бизнеса — низкий старт. Для того чтобы начать
принимать платежи, достаточно 20 000 рублей. Дополнительный плюс — возможность
развиваться пошагово — step by step.
Форматы. 1) мобильный телефон с GPRS или POS-терминал на действующей торговой
точке (не специализированной); 2) специализированный пункт приема платежей
(компьютер, стол, продавец, доступ в Интернет по выделенной линии или
настроенный GPRS); 3) сеть автоматов по приему платежей.
Форма собственности. ПБОЮЛ, ООО. Отличается лишь пакет документов, необходимых
для покупки sim-карты.
Срок окупаемости. От полутора месяцев (POS-терминал) до двух лет (сеть автоматов
по приему платежей).
Сертификаты и лицензии. Согласно письму Центробанка России, платежи за сотовую
связь, коммунальные услуги, Интернет, коммерческое телевидение не являются
платежами в пользу третьих лиц, поэтому принимать их может любой
предприниматель, заключивший договор с оператором или посредником — платежной
системой.
Аудитория и цены. Активные пользователи сотовой связи (больше 100 миллионов в
России), Интернета, коммерческого телевидения. Потенциал коммунальных платежей —
все взрослое население страны. Прибыль каждой точки составляет от 1 до 8%
совокупного месячного объема платежей.
Средства продвижения. Для рекламы достаточно внешней навигации — вывески,
лайтбокса.
Требования к помещению. Торговая точка, возможность выхода в Интернет.
Персонал. Экстремально простая система, с которой справится любой продавец.
Принимаем деньги
POS–терминал. Считается идеальным решением для владельцев розничных точек по
приему платежей. Стоит аппарат 500–600 долларов, а дефицит места — не проблема:
крохотное устройство легко умещается на свободном пространстве около кассового
терминала. Не нужно тратиться на зарплату дополнительного сотрудника: принимать
платежи будет тот же продавец, который уже трудится в штате. В вашей торговой
точке «нет Интернета» и часто бывают перебои с электричеством? Не проблема.
Главное, чтобы в помещении ловился сигнал оператора мобильной связи (GPRS); да
придется следить за уровнем заряда аккумулятора.
Сегодня на рынке доступно несколько моделей POS–терминалов. Так, компания Empay
предлагает сертифицированные POS–терминалы под торговой маркой NURIT
(производитель — компания Lipman). Благодаря беспроводному соединению с
сервером, эта маленькая, но бойкая машинка в компактном и легком корпусе
(220x100х70 мм, вес 750 г) обещает быстрый, безопасный и безошибочный прием
платежей.
— Смотрите, как удобно, — демонстрирует систему в действии Кирилл Казанцев. —
Ставим «малыша» при кассе, вставляем SIM–карту сотового оператора и SIM–карту
платежной системы (именно она обеспечивает связь с платежным сервером. — Прим.
авт.), набираем номер, и встроенный термопринтер печатает чек. Теперь проверяем,
корректно ли записан номер, и отправляем платеж. Деньги зачисляются на счет
абонента в течение нескольких секунд.
Специалисты Empay советуют в дополнение к терминалу приобрести световую вывеску,
лайтбокс, за 2–5 тысяч рублей, чтобы информировать прохожих о доступности в
вашем заведении услуги по дистанционной оплате. Ежемесячные расходы на связь и
кассовую ленту не должны превысить 10 долларов, так что, по статистике, такой
аппарат окупает себя в среднем за полтора-три месяца.
Мобильный телефон. Этот способ приема платежей не требует почти никаких затрат и
удобен для владельцев торговых точек, которые не могут похвастаться обилием
клиентов. В таком случае хватит сотового телефона с подключенными услугами GPRS
и WAP. Схема примерно та же: предприниматель заключает договор с провайдером
платежной системы (E–port, Empay и т. п.), а каждому кассиру выдается уникальный
пароль. Клиент заполняет специальный бланк, указывая номер телефона и сумму
платы. Оператор принимает деньги, после чего подключается через мобильный
телефон к WAP-сайту платежной системы, вводит необходимые данные, и через минуту
деньги попадают на счет абонента, а выручка оседает в кассе.
По мнению участников рынка, такая схема работы идеально подходит для организации
выездных пунктов приема платежей. Представьте себе: лето, пляж, киоск с
прохладительными напитками, обученный в течение одного дня продавец с мобильным
телефоном в кармане и яркий стикер «Прием платежей», — вы готовы к приему.
«Сегодня в каждом дачном поселке есть ларек, лоток, розничная точка. Повесьте
вывеску, заключите договор с провайдером платежной системы, получите код, и всё!
Дополнительные 500 долларов в месяц гарантированы», — уверяет Кирилл Казанцев.
Компьютер, стол, продавец. Все еще встречающаяся форма организации приема
платежей, прежде всего, в бизнес-центрах. В небольшом арендуемом «закутке»
устанавливаются стол и подключенный к Интернету компьютер с инсталлированной
программой платежной системы. За компьютером — продавец, которому в Москве нужно
платить ежемесячно около 9 тысяч рублей, а в регионах 5–6 тысяч. Клиент
заполняет квитанцию, указывая номер телефона, своего оператора и сумму платежа,
после чего продавец вводит эти данные в компьютер. Через одну-две минуты они
попадают на счет абонента.
Основные затраты здесь приходятся на арендную плату за «метры». По словам Семена
Холода, менеджера направления «Организация пунктов приема платежей» компании
«Кардз–сервис», в Москве средняя ставка аренды составляет сегодня около 1 200–1
500 рублей за кв. м (6–9 метров вполне достаточно). Собственно говоря, в этом–то
и состоит главный минус: необходимость платить за помещение сводит на нет все
очарование этого направления бизнеса. Действительно, зачем платить больше, если
можно приобрести POS-терминал и, используя имеющуюся в наличии площадь
(сувенирную лавку, магазинчик канцтоваров или кафе) получать на 50–100 долларов
больше, да еще и экономить 300 долларов на продавце! Лишний аргумент к тому, что
прием платежей — не основной, а скорее, дополнительный источник заработка.
Сеть автоматов. «Платежному» вендингу свойственны все преимущества и недостатки
автоматической торговли. Достоинства — мобильность, легкость в использовании,
возможность менять местоположение, устанавливать автоматы в бизнес–центрах и
крупнейших универмагах с колоссальной проходимостью. Входной билет на этот рынок
стоит 5–7 тысяч долларов — цена автомата. В России такие агрегаты сегодня
предлагают уже более сорока производителей, так что выбрать подходящий вариант —
не проблема. Недостаток же в том, что здесь срабатывает железное правило
вендинга: сеть всегда более рентабельна, чем один–единственный автомат (если вы
«промазали» с местом, то автомат не окупится никогда). Увы, применение автоматов
сопряжено и с частыми поломками, а также с возможными актами вандализма. В этом
смысле POS–терминал выглядит куда более безопасным вариантом. Что касается
условий размещения автономных автоматов по приему платежей, то за право
установить один агрегат владельцы столичных торговых и бизнес-центров просят от
2 тысяч рублей в месяц. Аренда одного квадратного метра в проходном месте
обходится в 250–300 долларов, а прибыль составляет, в среднем, от 500 до 1 000
долларов ежемесячно.
Вот такой простой дополнительный бизнес, к которому явно следует присмотреться
владельцам уже действующих торговых точек.
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.