Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно, но верно
формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом.
Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно
неплохо заработать, свидетельствует и обилие специализированных журналов — их в
России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно есть все
условия: строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные
возможности насыщения импортной продукцией, низкий порог входа, не требующий
глобальных инвестиций, и обилие безработных кадров. «Если раньше люди редко
заказывали проект, в основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то
сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с
точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства», —
считает Михаил Иванов, генеральный директор компании «Бау-Групп». Архитектура и
дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.
Описательная статья "ни о чем", в смысле о дизайне во всех видах. Перечислено много.
Смысла мало. Да поисковым роботам смысл и не нужен.
Свободные и несвободные
художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг.
В этом бизнесе нередко встречаются «смежные» строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам», — говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает» строительно-отделочными
подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и
материалов. Подобные «слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса
достаточно рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще одна
причина, уверен Михаил Иванов: «Есть два мнения: удобнее получать услуги «в
одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они
согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы,
и эта услуга более качественна с позиции защитников «комплексности». Клиент
получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не
всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим): если архитектурная
фирма существует сама по себе, самое главное — она выдает проекты не под
конкретных строителей, а готовит пакет тендерной документации, с которым может
работать любой строитель».
Качество архитектурного проекта изначально другое: это более адекватный путь.
Второй момент: строителей выбирают, исходя из четких понятий — цена, качество,
сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь
играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: «Если держать
архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, мы
попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой,
полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла: архитектор — все же
представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский
надзор» над строителями. А если строители будут организовывать
архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется».
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна: проектные институты специализируются на городских объектах, малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные игроки — бесчисленная орда свободных «художников» самого разного профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», — рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и визуализация. Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными и денежными — больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа: Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и «брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее.
Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут царит дух
«друг моего друга» — «классный дизайнер», «раскрученные» профи зарабатывают
гораздо больше собратьев по цеху.
Есть в архитектурной среде и «откат», когда дизайнер получает проценты,
сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные
дизайнеры-предприниматели создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков
сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или услуги получая
скромные проценты
Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень индивидуально
рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в «Первом макетном цехе»: «Каждый
наш макет — это штучная вещь, поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы
не скрываем, что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий процесс, но
никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно
сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк: разница между 20 и 100
долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима — это цена
репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на проектировании,
выполнении функций представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за
строительством. Как правило, прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых
заказов, сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько
порядков. «Иногда «выход» заказа — 10 тысяч долларов, но возиться с ним
приходится три месяца, а то и полгода, — сетует Наталья Клешнина, частный
дизайнер-архитектор. — Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта
будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный
метр) окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих дизайнеров,
одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых
«квартирных» проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это
трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок.
Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта — достаточно нудная
работа, без терпения, повышенного
внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во
главе таких успешных бюро и студий стоят архитекторы или выпускники Строгановки?
Вовсе нет, ваша задача — организовать бизнес, проинвестировать его запуск и
искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве).
Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500
долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса
(100—200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее).
Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей. «Работать со
«своей» бригадой очень удобно, — уверена Наталья Клешнина, — за качество можно
отвечать полностью, а процесс легко контролировать». Бригады бывают русские,
югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить со
стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать
строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню
(средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ — от 350—450
долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей, образования
(художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик,
дизайнер-архитектор «окучивают» среду человеческого обитания.
Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума,
затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения
талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры
обычно берут 5—10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем
«стоят» от 50—200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно
заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования
— когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя
считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов).
Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой тонкой материей —
вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а интерьеров
нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который избрала два года назад
саратовская фирма «ZODчество», заказав НИЦ «Миромак» небольшое исследование
конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации),
потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в
корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики
и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей
архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены
характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских
предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на
целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов).
И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500—5 000 долларов и
выше, компания вышла на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно
увеличила прибыль благодаря «точечному» попаданию.
Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не требуется — дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. «Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».
Компьютеры и программное обеспечение — вот основные затраты начинающего
дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч долларов, плюс принтеры,
сканеры и программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и
в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство
коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это — управление,
проектирование и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%), дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около 20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много ни мало — 48%. По данным Министерства строительства и архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4—5% от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного дизайн-проектирования в цене несравненно выше — как минимум 10%. Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в
архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с портфолио (то есть
набором разработанных, осуществленных проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша
кандидатура заказчика устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов,
пытаясь выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше — план БТИ или работа
замерщика и составление обмерного плана; полученные параметры лягут в основу
дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только так вы можете застраховаться от восклицаний: «я так вижу» и «такого не говорил никогда!» Дизайн-проект — это комплект документации, максимально отражающий характеристики будущего жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов), план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы помещений, выполненные в программе ArchiCad.
Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание приносит обычно около 10—15 долларов за квадратный метр обустраиваемой жилплощади.
Рабочий проект и авторский надзор
Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций — следующие
этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в 5—10 долларов за метр.
Визуализация в программе 3D Studio Max позволяет клиенту не только узреть свое
обиталище, но и побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где
он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь идет о загородном
коттедже) — не всегда входят в обязанности архитектора-проектировщика, он может
работать с субподрядчиками либо предоставить клиенту самому выбирать
исполнителей. Однако авторский надзор — очень важная услуга, которая, во-первых,
оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен оказывать каждый
профессионал, взявшийся за гуж, — понятие в этой среде растяжимое. Одному
достаточно создать пакет документации и один раз появиться на месте, получить
деньги за проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью.
Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения строителями
своих идей, и это, разумеется, положительно влияет на их имидж и отношения с
заказчиком. Не жалейте времени, ведите проекты, и заказчик вас не забудет.
Архитектурный рынок, ко всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем
играют рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных
бюрократических средах. Частные заказы — это, как правило, доступ к
конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих тонкостях клиентской
биографии. Любую деятельность лучше сдавать поэтапно, соответственно же брать с
клиента деньги. Однако надо помнить, что проект после согласования с заказчиком
становится обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях
является единственным доказательством вашей невиновности.
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.