Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет , поэтому новички еще
могут найти свою нишу на рынке и заработать немного (а при хорошем раскладе —
даже немало) денег.
Технология производства не настолько сложна, чтобы ее нельзя было освоить.
Основные средства необходимо направить на обеспечение стабильного качества
продукции, создание торговой марки и последующую ее «раскрутку» до состояния
бренда.
Организация производства мюсли — проект довольно дорогой и непростой. Поэтому
начинать работу в этом направлении следует, только объективно оценив свой
потенциал.
Оценили. Опять перед нами не бизнес план, да и не план вовсе. И опять из Украины. Мода там что ли такая пустые разговоры разводить. Да еще "человеческим языком"(это в конце, если кто дочитает).
Поднадоели ребята.
Деньги
Чтобы организовать производство мюсли, сначала необходимо потратить $100-150
тыс. на покупку технологического оборудования. Стартовый оборотный капитал —
$20-50 тыс. По данным операторов рынка, в зависимости от качества продукции,
уровня организации сбыта и маркетингового бюджета, рентабельность производства
мюсли может составлять 15-25%.
Разрешения
Для создания производства мюсли необходимо получить разрешения двух всенародно
любимых инстанций — санэпидемстанции и пожарной охраны. Получать лицензию или
что-либо подобное необходимости нет. Оформить все разрешительные документы можно
за пару месяцев, обеднев на каких-то $300.
Общегосударственных стандартов на мюсли в Украине пока нет. Поэтому каждый
производитель изощряется, как может, разрабатывая собственные технические
условия (ТУ) и утверждая их во всевозможных инстанциях.
Сырьё и упаковка
О сырье и упаковке для производства мюсли мы подробно рассказывали в одноименной
главке промышленного обзора (стр. 40-45). Хотим только подчеркнуть, именно
качество сырья и дизайн упаковки являются теми факторами, которые определяют
конкурентоспособность готовой продукции.
Особых проблем с поставками сырья отечественные “мюслители” сегодня не
испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов предлагают достаточное количество
злаковых хлопьев по цене 1,6-2,5 грн. за 1 кг. Купить импортные фруктовые
добавки — ананас, папайю, банановые чипсы и иже с ними — не проблема. Но цены
“кусаются”: 15-25 грн. за 1 кг. Поэтому отечественные производители стремятся
перейти на добавки из местных фруктов и ягод (клубника, малина, чернослив),
которые дешевле экзотической сушки в 2-3 раза.
При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить вкусовой
согласованности отдельных компонентов. Например, гречневые хлопья и арахис
искажают вкус других компонентов. Арахис в 5-6 раз дешевле грецких и лесных
орехов, поэтому его часто используют в недорогих сортах мюсли. Однако идти по
пути удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть потребителя
непривычным вкусом.
Технология
Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, — синтез полета фантазии
производителя и его технологических возможностей. Развитым воображением обладают
все отечественные производители мюсли, а вот с технологической составляющей дела
обстоят иначе.
Технология производства сухих завтраков не так проста, как может показаться
непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое зернышко претерпевает
воздействие нескольких технологических процедур и проходит расстояние до 60 км.
Качество конечного продукта напрямую зависит не только от качества исходного
сырья, но и от точного соблюдения установленных параметров технологического
процесса. Подготовка к производству зерновой основы и вкусовых добавок
происходит по разным схемам.
Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки — сушка
предварительно помытых и нарезанных плодов. Наиболее высокое качество
обеспечивает технология сублимации (обезвоживания) сырья. Но это дорогое
удовольствие, и производители ограничиваются обычной сушкой при высоких
температурах.
При автоматической фасовке сухофруктов возможны проблемы.
Инжир, например, фасовать в автомате почти невозможно: на ягоду налипает что
угодно и механический паковщик не справляется с работой. Сушеные смоквы либо
дополнительно досушивают, либо фасуют вручную.
Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают, вспучивают,
экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных способов подготовки —
вспучивание. Увлажненное зерно быстро подогревают при помощи либо токов высокой
частоты, либо мощного потока инфракрасного излучения. Вспучивание происходит
также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или даже
чрезвычайно низкому.
Для производства овсяных хлопьев “Геркулес” семена охлаждают, затем плющат на
вальцовом станке с гладкими валками. Толщина полученных хлопьев не должна
превышать 0,5 мм.
Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные из
которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе транспортировки и
фасовки превращаться в муку) и развариваемость. Именно сложность процесса
технологической обработки зерна и заставляет производителей мюсли приобретать
готовые хлопья, чтобы не возиться со столь сложным производством.
Процесс приготовления мюсли из готовых компонентов достаточно прост. Ингредиенты
взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно закладывают в так называемый
дражировочный барабан и перемешивают. После этого смесь фасуют в
полипропиленовые пакеты и туда же «дофасовывают» заранее приготовленную
фруктовую рассыпку. Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые
добавки — по другому. В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате
получается готовая продукция.
Последняя стадия технологического процесса — запаивание полипропиленовых
пакетов, наклейка этикеток и укладка в картонные короба.
Оборудование
Оборудование для производства сухих завтраков в Украине собирают: предприятия
ассоциации “Прома”, НПО “Росс” (г.Харьков), ООО “Тронка-Агротех” (г.Киев).
Отечественное “железо” стоит относительно недорого и, как правило, является
универсальным (способным производить хлопья, кукурузные палочки, подушечки и
т.д.). Специализированный комплект оборудования для изготовления овсяных хлопьев
“Геркулес” производительностью 1000 кг/ч стоит $101 тыс.
НПО “Росс” (г.Харьков) предлагает линию для производства “Геркулеса”
МАВ-К-28,0/380-100П мощностью 1 т/ч по цене $59 тыс.
Размещение оборудования в цехах и размеры проходов для его обслуживания должны
соответствовать требованиям ОСТ 18-434-84 “Процессы производственные в
пищеконцентратной промышленности. Требования безопасности”, а также отраслевых
Правил техники безопасности и производственной санитарии.
Например, для защиты производственных и складских помещений от грызунов
необходимо окна подвальных помещений и отверстия в вентиляционных каналах
оборудовать защитными металлическими сетками, а все “лишние” отверстия и щели
для трубопроводов в стенах и перекрытиях плотно “законопатить”.
Помещение
Генеральный план цеха должен соответствовать СНИП П-89-80 “Генеральные планы
промышленных предприятий. Нормы проектирования”, СНИП 245-71 “Санитарные нормы
проектирования промышленных предприятий”, СНИП 2.05.07-85 “Промышленный
транспорт. Нормы проектирования”. Если производство планируется как долгосрочный
инвестиционный проект, следует задуматься о строительстве нового здания. Если же
дела с деньгами обстоят не очень хорошо, лучше арендовать помещение на
каком-либо заводике продтоваров.
С точки зрения географического месторасположения производства, наиболее
привлекательны окрестности городов-миллионников. Во-первых, стоимость аренды там
пониже, чем в центре, а во-вторых, эти территории максимально приближены к
местам концентрации спроса на сухие завтраки. Для размещения оборудования
понадобятся производственные площади 250-300 кв.м. Кроме того, около 100 кв.м
необходимо будет отвести под вспомогательные помещения. Стоимость аренды 1 кв.м
необходимого помещения — $1-5.
Персонал
Для обслуживания технологического оборудования по производству мюсли много
персонала не нужно — одну линию в состоянии обиходить 5-6 чел. Еще столько же
придется задействовать на участке по производству фруктовых добавок. Кроме того,
необходим технолог, контролирующий параметры процесса изготовления продукции.
Платить рабочему можно $100-150 в месяц.
Маркетинг
При формировании ассортимента продукции акцент нужно сделать на разработке
смесей, максимально соответствующих предпочтениям потребителей. А это, в первую
очередь, плодово-ягодные мюсли с большой долей фруктовой рассыпки. Следует
задуматься о построении эффективной системы сбыта. Для того чтобы “войти” в
розничные торговые точки, придется основательно потратиться на умасливание
ритейлоров.
Кроме того, желательно сразу же зарегистрировать торговую марку — без этого
эффективно продвигать продукцию сегодня невозможно. На начальном этапе
“раскрутки” надо постараться максимально охватить розничную торговую сеть. Когда
же продукция уже будет представлена, придется потратиться на имиджевую рекламу,
а затем и на промо-акции по завоеванию лояльности покупателей. Рекламная
кампания средней интенсивности (без участия TV) обойдется производителю в $1-2
тыс. в месяц.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
• Мюсли — смесь зерен (хлопьев) пшеницы, ржи или овса и различных вкусовых
добавок. В зависимости от возможностей производителя мюсли могут содержать самые
разнообразные сочетания зерновых, “приправленных” сушеными фруктами, медом,
шоколадом, орехами и др. Перед употреблением мюсли заливают молоком, кефиром,
йогуртом, компотом или фруктовым соком.
• Кранчи — разновидность мюсли (хрустящие мюсли), т.е. запеченные смеси зерна и
фруктов. Употребляются в сухом виде.
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.