1. Не пытайтесь превратить кофейню в шикарный ресторан
Не пытайтесь рассматривать данную статью как бизнес план или руководство к действию.
набор общих соображений, равноприменимых как к кофейне так и трубопрокатному заводу.
На заре перестройки, в начале 90-х, когда распространились кафе, понятие это
имело какой-то грязный оттенок. Так называлась каждая забегаловка, в которой по
столам сновали тараканы. Неудивительно, что люди подбирали слово, чтобы оно не
ассоциировалось с этим ужасом. И когда появилось "кофейня", им стали называть
всё подряд. Так себя именуют многие, на самом же деле, обычно это кафе, и оно
подразумевает иные затраты, другую работу. На мой взгляд, из открывающих сегодня
кофейни с трудом наберется десятая часть тех, кто по праву может считать ими
свои заведения. Не забывайте, что "кофейня" произошла от слова "кофе", и
основной упор должен делаться на него. Кто-то может не разделять моего мнения.
Но существуют кофейня, кафе, есть ресторан... И не надо путать их между собой.
Сейчас возникают чайные, рюмочные и т.д., и замечательно, что у нас такой
широкий выбор. Но не стоит пытаться превращать одно в другое. Ничего хорошего в
результате не получится. Не следует из рюмочной делать кофейню, так же как из
кофейни - шикарный ресторан. Надо четко понимать, что есть что!
2. Главное для кофейни - расположение
Кофейня относится к розничной торговле. А у последней есть три золотых правила;
место, место и еще раз место. Лучше всего, если кофейня находится в людном
районе. Хорошо бы иметь большие стеклянные витрины, чтобы прохожие видели
сидящих за столиками; это вызывает ассоциативное желание тоже зайти передохнуть,
выпить чашечку кофе. Успешным может оказаться размещение вашего заведения вблизи
деловых центров или скопления офисных зданий. Многие бизнесмены часто
предпочитают обсуждать свои вопросы в неформальной обстановке и назначать
встречу с партнерами в кофейне. Наш потребитель - это также средний класс,
молодые люди, хотя мы рассматриваем абсолютно всех как просто клиентов. Но при
ориентации на молодежь желательно найти помещение неподалеку от какого-либо
учебного заведения.
3. Не увлекайтесь дополнительными и сопутствующими товарами
Конечно, у любого предпринимателя "аппетит приходит во время еды". Логика проста
- чем разнообразнее услуги, тем выше прибыли. И хозяин кофейни начинает
расширять ассортимент, предлагать сначала бутерброды или сэндвичи, дальше -
больше. В меню включаются салаты... и пошло-поехало. Помните, что все-таки
основное, зачем приходят к вам, - выпить чашку кофе. Когда клиент хочет
перекусить, он отправляется в ресторан или в кафе. Поэтому все остальное должно
идти у вас как приложение к этой чашке. Если вместе с кофе подается еще и суп,
это уже не кофейня. Максимум, что можно предложить посетителям, - набор
каких-нибудь сладостей или булочек.
Вначале булочки лучше покупать на стороне. Необходимо всегда просчитать, что
прибыльней: для выпечки нужно построить свой цех, купить дополнительное
оборудование и т.д. Правда, многие считают, что дешевле все делать самому, но,
по-моему, это не так, по крайней мере на первом этапе. Для качественного
продукта требуется слишком много составляющих: соответствующие продукты,
персонал. Вообще, производство чего-либо - это великая головная боль. Ведь
понадобится квалифицированный повар. У вас нет отлаженного механизированного
процесса, как даже на маленькой кондитерской фабрике, сплошная ручная работа.
Кроме того, кулинария - это настоящая химия, но многие над этим не задумываются.
При готовке идут специфические процессы: так, в воздухе что-то изменилось, и не
подошло тесто, один рецепт сегодня удался, завтра - не получится... А бизнес
ждать не может. Поэтому проще покупать. У нас не до такой степени все развито,
как, например, в Париже, там огромное количество пекарен и давно сформировалась
целая традиция. Здесь этого пока нет.
4. Набирайте людей, которые были бы взаимозаменяемы
Обычно и чаще всего к нам приходят, что называется, "с улицы". Ни к каким
специальным агентствам мы не обращаемся. В кофейнях должны работать, по-моему, в
первую очередь, обаятельные люди. Для меня не имеют значения их возраст и
социальное положение. Дело не в годах, а в самом человеке. У нас до сих пор
работает один из первых наших сотрудников. Каких-то особых привилегий мы не
предлагаем. Если человек хочет уйти, его не удержишь никакой зарплатой. Вообще,
в связи с открытием огромного количества кофеен, ресторанов и магазинов, с бумом
на розничном и потребительском рынке в Москве образовался явный недостаток
нормального, квалифицированного персонала.
Обслуга, разумеется, - личное дело каждого предпринимателя, но мое правило:
минимум сотрудников. Они должны быть взаимозаменяемыми. Это дает возможность
щедрее платить им, больше от них получать, уменьшать простои и так далее.
5. Дело придет в упадок, если не будет личного контроля
Если вы беретесь за дело, в котором мало что понимаете, - это не страшно. Всегда
можно разобраться и научиться всему, было бы желание. Но кофейный бизнес - как,
впрочем, и любой другой - не пойдет успешно, если хозяин, предприниматель или
руководитель не интересуется процессом и не отслеживает его постоянно. Нельзя
построить бизнес-схему, запустить дело и забыть о нем или переключиться на
другое. Процветающие кофейня или ресторан рано или поздно придут в упадок, если
не будет вашего личного контроля, ведь мы работаем с потребителем. Конечно, к
ресторану это относится в большей степени, чем к кофейне, там множество
всяческих нюансов. Не забывайте о бизнесе, даже если в какой-то момент
почувствуете, что дела идут прекрасно, и вам покажется: волноваться о завтрашнем
дне не нужно. Нужно!
Естественно, когда появляется второе, третье заведение, контролировать
становится все сложнее и сложнее. Создайте четкую систему, определите
руководителей подразделений, которые будут подотчетны лично вам. Хотя нет единой
универсальной схемы для всех, каждый сам вырабатывает ее для себя. И если кофеен
несколько, старайтесь в течение дня если не визитом, то хотя бы звонком
проконтролировать происходящее в них и быть в курсе всех дел.
6. Пробуйте и выбирайте кофе сами
Хороший ресторатор участвует в отборе вин для своего ресторана, плохой поручает
все своему сомелье и не вникает в процесс. Это в полной мере касается и кофейни.
Что же до ассортимента, то везде предлагается стандартный набор: каппучино,
эспрессо. У нас есть свой напиток, "Raf-Coffee". Один наш клиент, Рафаэль, все
время просил приготовить ему кофе по-особому, и в результате родился собственный
рецепт приготовления. Вообще, это живой, творческий процесс, в нем может
принимать участие каждый из сотрудников, что-то придумывать, что-то копировать.
А закупка кофе сейчас не проблема. Фактически этот продукт является вторым в
мире по денежному обороту после нефти. По массе потребления это напиток номер
один. Поэтому купить кофе можно у кого угодно и какой угодно.
7. Оформление - вторично
Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Единого рецепта тут давать нельзя.
Приветствуются абсолютно разные стили. Все зависит от ваших возможностей. Но не
думайте, что если вы покупаете стул, к примеру, не за 30, а за 300 долларов, это
будет влиять на прибыль и успех вашего предприятия. Оформление все-таки дело
вторичное. Не забывайте: главное - кофе! Дорого не всегда хорошо, так же как и
дешево. Все должно быть подчиненно вашей идее, тому, какой вы видите свою
кофейню.
8. Кофейня - такое дело, где много техники не надо
Нельзя однозначно сказать, затратный это бизнес или не очень. Конечно,
необходимы первичные вложения - на технику, зарплату, аренду помещения и т.д. С
другой стороны, кофейни считаются в мире бизнесом сложным, как ни парадоксально
это звучит, - из-за того, что очень низкая цена входа в рынок, то есть каждый
может стать вашим конкурентом. Грубо говоря, любой, кто приобрел кофеварку,
неважно, какого типа, все равно, какого качества, купил одноразовые стаканчики и
поставил палатку, - считайте, открыл свою кофейню. Кстати, первые кофейни так и
начинались. Люди прямо на улице жарили кофе. R чугунах, тут же мололи его,
варили и разливали черпаком. В принципе, чтобы открыть нормальную кофейню, нужны
действительно не очень большие вложения. Максимум на 10 тысяч долларов вам
понадобится оборудование: кофеварки, кофемолки, холодильная витрина и прочее.
9. Организуйте кофейни только в родном городе
Да, регионы - действительно перспективный рынок. И есть люди, которые работают
на нем с определенным успехом. У нас желания выходить в регионы пока нет.
Результат измеряется объемом городка или города. Надо знать его изнутри, чтобы
организовать кофейни. Затраты на ремонт или оборудование почти те же, что и в
Москве. Аренда будет, конечно, дешевле, но и доходы окажутся гораздо скромнее.
Управлять этим бизнесом за сотню или даже за 50 километров от Москвы или
организовывать его в районах столицы намного тяжелее и сложнее, чем в пределах
Садового кольца. Сейчас у нас четыре заведения: на Покровке, Кузнецком мосту,
Тверской, Пятницкой, в ближайшее время открываемся на Сретенке.
10. Не ждите быстрой прибыли!
Думаю, бурное развитие кофеен, которое мы сейчас наблюдаем, произошло по двум
причинам: во-первых, в них появилась потребность; во-вторых, постаралась пресса,
которая очень активно начала писать сущую нелепицу про этот бизнес, в частности,
какое сверхприбыльное это дело. Между тем он, как и любой, таит в себе
определенные сложности. Согласитесь, будь какой-нибудь бизнес однозначно
прибыльным, туда ринулись бы все и тотчас стали миллионерами. В печати кофейный
бизнес подавался именно таким: проигрыша здесь быть не может. Если кое-кто
листал деловой журнал, а в нем печаталась статья про кофейный бизнес, у него
складывалось ощущение, что стоит только открыть кофейню и сразу появится куча
денег. Но цифры, которые приводились в СМИ, никак не складываются. Давайте
посчитаем. Например, преподносилось, что себестоимость чашки кофе - 5 рублей, а
кофейня продает ее за 50, реальная прибыль, дескать, - 45 рублей. Но даже если
предлагаешь эту чашку за 50 рублей, что, конечно, не везде, не в любой части
города возможно, при всей выгоде отдаешь значительно больше, по крайней мере на
первом этапе. Арендные ставки по Москве, к примеру, около 1000 долларов за
квадратный метр в год. Поделите эту тысячу на полтора доллара, за которые мы
продаем кофе, и получается: надо продать около 700 чашек, чтобы расплатиться за
каждый метр. Учитывая, что в году 350 дней, примерно две чашки в день на
квадратный метр площади мы просто отдаем за аренду. И это не считая зарплаты,
закупки продуктов, оборудования и других трат. При такой математике быстрых
доходов ждать не приходится. Прибыли, может, и будут, но минимум через полгода
работы. Должно пройти время, чтобы кофейня начала себя окупать. Так что
наберитесь терпения!
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.