Спрос на услуги оздоровительных спортивных центров в крупных городах России
превышает предложение. Вход на этот рынок пока что открыт достаточно широко. Но
входной билет стоит круглую сумму – по московским расценкам, от 500 до 800
долларов на квадратный метр клубной площади
Еще одно руководство по воплощению бизнес идеи "протухшей" пару лет назад. "Как говорится, кто не успел, тот опоздал." - самая ценная мысль в данной статье.
Очередь к тренажерам
Крылатая фраза о том, что «в человеке все должно быть прекрасно» – и душа, и
одежда, и тело, – уже много десятилетий гуляет по учебникам русской литературы.
Но, в отличие от библиотек, специализированных залов, где можно было бы
поработать над своей фигурой, в советское время у нас не строили. Культуризм
считался порождением буржуазного образа жизни, развивались «пролетарские» виды
спорта типа футбола и лыж. И когда перестройка разрушила идеологические табу,
выяснилось, что мест, где все желающие могли бы наращивать стальные мускулы и
формировать осиную талию, совсем немного. Стадионы и спортивные центры
заполонили рынки. В так называемых «качалках», как правило, собиралась «тусовка»
из весьма агрессивно настроенных молодых людей. Чужакам там было неуютно. К тому
же, далеко не каждый, кто мечтал укрепить здоровье и усовершенствовать тело,
согласился бы тренироваться в тесном и душном подвале, на допотопных самодельных
тренажерах.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. В начале 90-х в Москве появились
первые «настоящие» фитнес-клубы, созданные по образу и подобию западных, но с
учетом российской специфики.
Количество желающих приобщиться к здоровому образу жизни оказалось огромным. По
словам Марины Васильцовой – исполнительного директора по маркетингу и рекламе
столичной компании World Class, – в ее первом фитнес-клубе даже существовал так
называемый «лист ожидания». Клубная карта на год стоила $2500. И, несмотря на
это, люди занимали очередь, чтобы позаниматься с тренером на импортных
тренажерах. Это было таким же символом жизненного успеха, как новая иномарка или
мобильный телефон.
Но со временем ситуация стала меняться.
– Теперь в наши клубы ходят не только фотомодели и крутые бизнесмены, но и
«обычные» люди, – рассказывает генеральный директор фитнес-центра «Марк Аврелий»
Елена Дари. – Причем в последнее время прибавилось мужчин и женщин «за 40».
Менталитет россиян постепенно меняется, комплексы, мешавшие людям переступить
порог фитнес-клуба, исчезают. Особенно показательным для нас стал этот сезон,
когда количество клиентов увеличилось в два раза.
В настоящее время спрос на рынке фитнес-услуг по-прежнему превышает предложение.
Поэтому только за последний год в Москве появилось около десяти крупных центров
и множество мелких. Кстати, процесс массового открытия фитнес-клубов идет не
только в столице, но и в регионах.
– Мы ежегодно проводим конференции для людей, интересующихся фитнесом,–
рассказывает Марина Васильцова. – Если десять лет назад участников было всего
200, то в этом году – более 5000. При этом большинство приезжает из различных
региональных центров.
Сколько стоит здоровье?
Так сложилось, что фитнес-клубами в России принято именовать и крупные центры,
размещающиеся на огромных площадях – более 1000 кв. м, и маленькие стометровые
тренажерные залы, пришедшие на смену «качалкам». Технологии ведения бизнеса и
уровень прибыли в клубах разного формата отличаются очень существенно. Если
провести аналогию с торговлей, то крупный центр – это супермаркет, где клиентам
предлагается широкий ассортимент высококачественных продуктов и услуг, а
маленький зал – магазинчик у дома, где в принципе можно что-то купить, но
выбирать при этом не приходится.
От формата фитнес-клуба напрямую зависит цена на услуги. Где-нибудь в спальном
районе позаниматься в тренажерном зале можно и за 100 рублей. При занятиях три
раза в неделю в год это обходится клиенту в $400. А в крупном фитнес-центре
годовое членство, предусматривающее посещение клуба в любое время дня, стоит
$1000-4000.
– Клиенты готовы платить такие деньги, – говорит директор по рекламе
фитнес-центра Marina Club Сергей Ивлев. – Снижать цену не имеет смысла: почти
все существующие клубы заполнены. Элитные клубы, где годовая карта стоит
$2500-4000, занимают небольшую часть столичного рынка, порядка 10%. А основная
доля приходится на клубы среднего уровня – те, где годовая карта стоит
$1000-1500.
Крупный московский фитнес-центр сегодня – это комплекс площадью от 1000 до 10
тыс. кв. м. Одного тренажерного зала людям, готовым платить за услуги большие
деньги, уже недостаточно. Поэтому в приличном, с точки зрения клиента, клубе
должен быть бассейн, просторные тренажерный и силовой залы, залы для аэробики,
боевых единоборств, теннисные корты. А также дополнительные заведения, делающие
пребывание в клубе комфортным: салон красоты, косметический салон, сауна, бар,
магазин спортивной одежды.
– Люди стали более взыскательными и требовательными, – говорит Марина
Васильцова.
– Конкуренция растет, и в таких условиях клуб должен быть привлекательным по
всем параметрам. У нас с каждым клиентом работает и персональный тренер, и
диетологи, и врачи-косметологи, чтобы человек мог реально добиться своей цели –
привести в порядок тело и внешность.
Важно быть ближе
Во всех фитнес-клубах постоянно ведется борьба за постоянных клиентов, так как
именно они приносят основной доход.
– Клиентская база формируется у клуба в течение 3-4 лет, – говорит Елена Дари. –
По окончании этого срока 70% всех посетителей клуба составляют постоянные
клиенты, а 30% – новые. Марина Васильцова из Wotld Class приводит другие цифры:
– Соотношение постоянных и новых клиентов, в зависимости от уровня и
местоположения клуба, составляет 60:40.
Большинство клиентов выбирают сегодня клуб по территориальному признаку –
неподалеку от дома или работы. Тратить свое драгоценное время на долгие переезды
и стояние в пробках люди уже не хотят.
– Я помню, как четыре года назад один американский специалист по фитнесу говорил
нам: «Ваша целевая аудитория – это те, кто живет или работает в 6-8 минутах езды
от клуба», – рассказывает Елена Дари. – Мы дружно смеялись над этим, вспоминая
русскую поговорку: «Для бешеной собаки 100 верст не крюк». Но прошло немного
времени, и все изменилось. Если раньше люди приезжали к нам с другого конца
Москвы, то сейчас постоянные клиенты – это те, кто живут или работают
поблизости.
Исходя из этого, у многих фитнес-центров изменилась рекламная стратегия. Если
раньше рекламу размещали в общенациональных глянцевых журналах или на щитах,
установленных по всей Москве, то теперь реклама стала точечной.
– Гораздо эффективнее раздать рекламные листовки и буклеты на автостоянках,
расположенных недалеко от клуба, чем дать одно объявление в журнале, –
рассказывает Елена Дари. – Хорошо работает и наружная реклама, но только если
она размещается на тех дорогах, которые ведут к клубу.
Карты «длинные» и «короткие»
Наиболее выгодно, когда клиент покупает карточку члена клуба с продолжительным
сроком действия – год или полгода. Кстати, в элитных клубах, которые посещают
обеспеченные люди, лучше всех продаются годовые карты. Для людей с меньшим
достатком сразу заплатить $1000-2000 бывает затруднительно. Поэтому они обычно
покупают полугодовые карты или карты на три месяца, хотя две полугодовые карты в
совокупности стоят на 20-40% дороже, чем одна годовая. И наконец, в совсем
дешевых клубах многие клиенты предпочитают оплачивать каждую тренировку
отдельно.
Доли, которые в общем объеме занимают прибыль от продажи членских карт и прибыль
за оказание дополнительных услуг, зависят от статуса клуба. Чем он престижнее,
тем выше уровень платежеспособности посещающих его клиентов. Обеспеченные
граждане готовы тратить деньги в баре, солярии или салоне красоты. Тогда как для
малообеспеченных любителей фитнеса главное – оплатить тренировку. При грамотной
организации дела прибыль от продажи клубных карт может составлять 70%, а от
продажи дополнительных услуг – 30%.
Деньги для старта
Для открытия дорогого фитнес-центра, оказывающего клиентам полный спектр услуг,
необходимы серьезные инвестиции. Если раньше много фитнес-центров открывалось на
базе существующих спортивных комплексов с бассейнами, то сейчас такие места уже
заняты. Поэтому клубы приходится строить с нуля. Если все же удается найти
свободное помещение необходимой площади – от 1000 кв. м, то на
высококачественный ремонт и закупку дорогостоящего оборудования в московских
условиях потребуется $500-800 на 1 кв. м.
А чтобы оборудовать небольшой тренажерный зал, работающий под вывеской
«фитнес-клуб» где-нибудь в спальном районе столицы, можно обойтись средствами на
порядок меньшими.
– На оборудование тренажерами 70-метрового зала мы потратили порядка $3500, –
рассказывает генеральный директор НПФ «Проксим» Василий Пролыгин. Очень важно,
чтобы внешнее и внутреннее обустройство клуба соответствовало тем ценам, которые
владельцы бизнеса назначают за услуги.
– Если стоимость годовой клубной карты составляет $1000-4000, то экономить на
тренажерах, оборудовании и всех сопутствующих материалах (включая полотенца,
халаты) нельзя. Иначе клиент может предпочесть клуб конкурентов, – говорит
Марина Васильцова.
При среднем уровне рентабельности бизнеса 20-30% вложенный в открытие
1500-метрового клуба миллион долларов окупается за два года. Впрочем, здесь все
зависит от его территориальной расположенности, ценовой политики и размера
вложений в раскрутку.
– Конкурировать с брэндами, давно известными потребителям, новичкам очень
трудно, – говорит Елена Дари. – У начинающих есть хорошие шансы развернуться
только в каком-нибудь спальном районе. Конечно, можно построить клуб и в центре.
Но переманить туда клиентов из известного фитнес-центра практически невозможно.
Для этого нужно потратить огромные средства – на рекламу и PR. На эти деньги
можно построить еще один клуб.
Хороших тренеров не хватает
Важная составляющая успеха фитнес-клуба – квалифицированный фитнес-персонал. В
хорошем клубе в каждом тренажерном зале постоянно присутствует тренер, готовый
бесплатно ответить на любой вопрос клиента. Все тренеры имеют спортивное
образование, многие являются действующими спортсменами. Периодически они
проходят аттестацию, подтверждая свои знания в области современного фитнеса.
В небольших тренажерных залах местного значения ситуация иная. Тренер может
появляться там время от времени, разрабатывая индивидуальную программу
тренировок для клиента, но не присутствуя при всех занятиях.
– Набор квалифицированного персонала – это основная проблема для новых клубов, –
отмечает Елена Дари. – Хороших специалистов очень мало, так как этот бизнес еще
очень молод. Учитывая, сколько клубов открывается в последнее время, тренеров
хватает.
Еще одним из отличий хорошего клуба является наличие в нем разнообразных
фитнес-программ.
Одних только комплексов упражнений по аэробике можно насчитать с десяток: в
зависимости от интенсивности нагрузки, с прыжками и без прыжков, с
использованием или без использования степ-платформы. То же касается и силовых
уроков. Кто-то хочет подкачать мышцы рук, плеч и груди, кто-то – брюшной пресс и
мышцы ног, а кто-то – все сразу. В зависимости от цели, которую ставит перед
собой клиент, ему должны предложить разнообразные варианты тренировок.
Периодически у наших сограждан возникает желание заниматься по программам,
ставшим модными на Западе. Крупные фитнес-клубы быстро реагируют на все
изменения и вводят новые виды тренировок. Однако, по словам специалистов, далеко
не все из западных хитов становятся популярными в России. И со временем спрос на
них исчезает.
В последнее время большой популярностью в фитнес-клубах стали пользоваться так
называемые семейные и детские программы. Пока мама занимается аэробикой, ее чадо
приобщают к спорту в детском зале. Поэтому сегодня в каждом уважающем себя
фитнес-клубе существует десяток-другой вариантов тренировок для детишек разного
возраста и уровня спортивной подготовки.
Двери на рынок открыты, но......
По оценкам компании World Gym, потребность Москвы в фитнес-центрах составляет не
менее 500 тыс. тренировочных мест. При этом на сегодняшний день все клубы города
могут принять лишь порядка 150 тыс. клиентов. Во многих спальных районах с
численностью жителей 100-200 тыс. человек до сих пор работает всего один-два
тренажерных зала. Казалось бы, строй – не хочу! Но, на самом деле, в
фитнес-бизнесе не все так просто.
Стабильно получать хорошую прибыль, открыв маленький фитнес-клуб на окраине
города, можно только в том случае, если его помещение находится в вашей
собственности.
– Ежедневно к нам приходит 10-15 человек, – рассказывает Василий Пролыгин. – И
это несмотря на то, что цены у нас невысоки – 100-150 рублей за тренировку (в
зависимости от времени) – и поблизости нет других фитнес-центров. Если бы мы
арендовали свои залы, было бы гораздо сложнее.
Несложно посчитать, что стоимость аренды 200-метрового помещения, где можно
разместить тренажерный зал и зал для занятий аэробикой, при цене $200 за кв. м в
год, в месяц составит более $3000. Даже если его ежедневно будут посещать 30
человек и платить по $5 за тренировку, аренда и прочие расходы съедят всю
прибыль.
Назначать более высокую цену рискованно. Достойно конкурировать с крупными
фитнес-центрами все равно не получится. А вот отпугнуть повышением цены
малообеспеченных клиентов вполне возможно.
– Недорогих фитнес-клубов не хватает, но открывать их пока нерентабельно, –
говорит Марина Васильцова.
Впрочем, в ближайшие годы возможность выйти на рынок фитнес-услуг у новичков все
же есть.
Шансов на успех больше у тех, кто располагает средствами для строительства
просторного и хорошо оборудованного клуба в каком-нибудь из спальных районов. В
Москве торопиться с выходом на рынок стоит хотя бы потому, что в последнее время
на «спальники» обратили свое внимание крупные сети – «Планета Фитнес», World
Class, World Gym. Несколько клубов этих компаний уже существуют на окраинах
столицы.
При этом специалисты прогнозируют, что через два-три года можно ожидать
ужесточения конкурентной борьбы не только в центре города, но и в спальных
районах. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
На нашем сайте вы можете любой бизнес план или бизнес-идею скачать бесплатно для личного применения.