/управление бизнесом/   /бизнес идеи/   /малый бизнес/   /бизнес планы/   /системотехника бизнеса/   /искусство управления/   /кадровая политика/   /управленческий консалтинг/   /реклама предприятия/ 

КАК СОЗДАТЬ КОМАНДУ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

  1. Как создать команду единомышленников
  2. Что такое «команда»?
  3. Команда и Вы
  4. Стиль руководства персоналом
  5. Цели и задачи
  6. Командные потребности
  7. Индивидуальные потребности
  8. Итоги

1. Как превратить сотрудников в команду единомышленников

Управление персоналом оказывает огромное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Расширяя число своих сотрудников, Вы подвергаете себя известной доле риска. Удастся ли вам в течение довольно продолжительного времени обеспечивать своим работникам соответствующий уровень оплаты труда?

Кроме того, необходимо задать себе еще один вопрос: сможете ли Вы переключиться с технических вопросов бизнеса на организацию работы и на контроль за деятельностью своего персонала?

Некоторые предприниматели предпочитают не рисковать и лишаются в результате дополнительной прибыли.

Другие бизнесмены идут на риск и выигрывают за счет расширения масштабов хозяйственной деятельности своего предприятия, обеспечивающей увеличение прибыли.

Прочитав эту брошюру, Вы узнаете об основных принципах работы трудового коллектива и поймете, как можно превратить своих сотрудников в команду единомышленников.

2. Что такое «команда»?

Предположим, развитие бизнеса заставило вас пригласить на работу несколько сотрудников.

Иногда Вы с грустью думаете о том, насколько легче было заниматься бизнесом в одиночку.

Все это так, однако сегодня Вы уже не можете вернуться во вчерашний день. Вы сами отобрали сотрудников, проинструктировали относительно работы, Вы платите им за труд, стараетесь соблюдать условия заключенных трудовых контрактов.

Но почему же тогда вам не удается добиться слаженной работы своего персонала?

Может быть, Вы отметили следующие проблемы:

Вы не первый и далеко не единственный, кто столкнулся с подобными проблемами.

Чтобы решить возникшие проблемы, необходимо понять коллективную психологию.

Как правило, предприниматели с головой уходят в работу, и у них остается мало свободного времени, чтобы заниматься еще чем-нибудь. Но даже в этом случае Вы , наверное, помните свою работу в прошлом в качестве члена какого-нибудь трудового коллектива.

Многие люди лучше работают не в одиночку, а в коллективе, поскольку там они могут рассчитывать на необходимую им поддержку, дружескую помощь, признание и уважение.

Однако за все это нужно платить. В качестве члена какого-нибудь трудового коллектива Вы обязаны соблюдать конкретные коллективные нормы и правила.

Вспомните, как Вы впервые в жизни оказались в трудовом коллективе.

Каким образом изменилось ваше поведение в связи с тем, что приходилось соблюдать конкретные коллективные нормы и правила?

Возможно, Вы стали по-другому:

В любом трудовом коллективе существуют свои представления о производимой продукции, ее качестве, о взаимопомощи. Если члены трудового коллектива хотят остаться в коллективе и получать поддержку со стороны своих коллег, они должны соблюдать конкретные нормы и правила. В противном случае они будут изгнаны из данного трудового коллектива.

Управляя трудовым коллективом, необходимо сделать определенный выбор. Далеко не всегда коллективные нормы и правила соответствуют нормам и правилам. Отношения с вами также будут строиться на основе существующих в трудовом коллективе представлений.

У трудового коллектива будет свое мнение по каждому вопросу: как нужно работать, что следует понимать под словом «гибкость», каким должно быть качество товаров и услуг, как должен строиться рабочий день, как нужно общаться с клиентами и что делать с конкурентами.

3. Команда и Вы

Возможно, персонал полностью отвечает предъявляемым вами требованиям, и все действуют заодно, добиваясь максимальных результатов в бизнесе.

Однако, как показывает практика, для большинства предпринимателей подобная картина является далекой светлой мечтой. Они знают, к чему нужно стремиться, но никак этого не могут добиться.

Как правило, между собственными представлениями трудового коллектива о принципах управления предприятием и классической теорией менеджмента — «дистанция огромного размера.»

Зачастую у предпринимателей формируется неправильное отношение к своим работникам, связанное с недооценкой их роли в процессе коммерческой деятельности. В результате предприниматель сталкивается с мощным и организованным профсоюзным объединением. Это весьма характерно для крупных предприятий.

Отдельно взятому сотруднику приходится нелегко. С одной стороны, он должен поддерживать хорошие отношения с вами, а, с другой стороны, ему необходимо найти общий язык с коллегами по работе. И у вас, и у сотрудников есть возможность как наказывать, так и поощрять.

Как правило, в трудовом коллективе одни люди зависят от других. Самое серьезное наказание — нежелание работать вместе или же направление неугодного сотрудника в частые служебные командировки. Однако неугодного сотрудника могут «воспитывать» и по-другому, превратив его, например, в «козла отпущения», объект всеобщих постоянных насмешек.

В результате этому сотруднику придется смириться с условиями, диктуемыми остальными членами трудового коллектива.

Итак, что бы Вы стали делать в том случае, если бы позиция абсолютного большинства сотрудников, касающаяся условий работы и внутреннего распорядка, не совпала с вашими взглядами на эти вопросы?

Конечно, можно занять жесткую позицию: наиздавать уйму приказов и потребовать их беспрекословного исполнения.

Однако, как свидетельствует практика, для успешного развития бизнеса необходимо идти на конкретные компромиссы в отношениях с персоналом, искать некую «золотую середину».

Иными словами, можно

Смягчив требования, можно, конечно, уладить отношения с персоналом, но тогда появляется опасность, что ваши сотрудники будут стремиться и к дальнейшему снижению предъявляемых к ним требований.

Уволив наиболее активных оппонентов из числа персонала или переведя их на новое место работы, можно уменьшить влияние этих сотрудников на других и немного облегчить себе жизнь. Однако этот метод не позволяет кардинально решить данную проблему. Ведь Вы взяли этих «скандалистов» на работу не для выяснения отношений, а для выполнения служебных обязанностей.

Постарайтесь повысить требования к персоналу, в максимальной степени приблизив их к первоначальным.

Можете ли Вы повысить требования к своим работникам?

ваши сотрудники согласятся на ужесточение требований только в том случае, если это будет отвечать их интересам.

Для этого можно провести собрание трудового коллектива, на котором будут согласованы позиции обеих сторон, касающиеся условий труда и правил внутреннего трудового распорядка.

По крайней мере, это даст возможность и вам, и работникам изложить свои позиции, и в результате, вам может быть, удастся найти общий язык с персоналом.

Когда и где, на взгляд, можно было бы провести общее собрание трудового коллектива, посвященное обсуждению вопросов, представляющих взаимный интерес?

Может быть, окажется нецелесообразным собирать всех сотрудников вместе. В этом случае Вы можете побеседовать с каждым работником с глазу на глаз в удобное для него и для вас время.

Трудовой коллектив будет работать максимально эффективно только в том случае, если его члены:

Как эти два фактора соотносятся с деятельностью персонала?

Описанные выше условия достигаются в том случае, если:

Какие конкретные меры Вы могли бы предпринять в следующем месяце, чтобы улучшить рабочую атмосферу в вашем трудовом коллективе?

4. Стиль руководства персоналом

Развитие предприятия во многом будет зависеть от стиля руководства персоналом.

Можно по-разному руководить своими работниками: от полного невмешательства в их работу до жесткой диктатуры в отношениях с подчиненными.

Нормальный стиль руководства персоналом, как правило, избегает отмеченных выше крайностей. Обычно используются два основных способа руководства: «командно-административный» или «демократический».

От этого будет зависеть характер общения с подчиненными, подходы к решению существующих проблем, характер принятия решений и т.д.

Поинтересуйтесь у своих коллег, друзей или родственников, какой стиль руководства персоналом, по их мнению, характерен для вас.

Как часто мы видим соринку в глазу у другого, а у себя не замечаем бревна.

Иногда — например, при выполнении срочной работы — нужно быть и диктатором. Такая ситуация не предполагает разработки подробного плана действий или творческого подхода.

Однако бывают такие ситуации, когда просто невозможно использовать диктаторские методы руководства. От этого будет только хуже.

Кроме того, каждый сотрудник требует к себе индивидуального подхода.

Руководителю малого предприятия особенно важно уметь управлять своими подчиненными, поскольку в силу специфики предприятия малого бизнеса он склонен гораздо активнее заниматься своими делами, нежели организацией труда своего персонала. Опасность такого подхода заключается в том, что постепенно вас засасывают текущие дела. В результате Вы тратите на них столько времени, что не успеваете думать о совершенствовании работы своего предприятия.

Некоторые предприниматели сознательно «погружаются в дела», чтобы избежать возможного возникновения неприятных ситуаций и неизбежного решения связанных с этим сложных вопросов.

Вспомните, не было ли у вас таких случаев за последние несколько недель, когда Вы сами выполняли работу, которую должны были проделать ваши сотрудники.

важно отдавать себе отчет в том, что Вы играете роль не рядового члена команды, а ее руководителя.

В данном случае часто используют так называемую «модель единства трех видов потребностей».

ЦЕЛЕВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

КОМАНДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Эта модель используется для того, чтобы обратить внимание всех менеджеров, управляющих персоналом, на необходимость решения триединой задачи:

Руководитель высокого уровня способен справиться с поставленной задачей. Менее способный руководитель может обеспечить что-то одно в ущерб остальным частям данной задачи. К чему это может привести?

5. Целевые потребности

Этот вопрос требует особого внимания, поскольку от него зависит существование всего трудового коллектива.

Все ваши сотрудники хотят знать, что и зачем нужно делать и к какому сроку работа должна быть закончена.

Задача менеджера заключается в том, чтобы поставить каждому сотруднику конкретную задачу, решение которой будет способствовать достижению общей коммерческой цели.

Иными словами, руководитель должен:

Если целевые потребности остаются без внимания, предприятие выбивается из нормального режима и начинает катиться к банкротству.

6. Командные потребности

Многие виды работ тесно связаны между собой и требуют взаимодействия всех сотрудников.

Предприятие малого бизнеса не может себе позволить, чтобы отдельные сотрудники не взаимодействовали друг с другом для достижения общей коммерческой цели.

Принцип «один за всех, и все — за одного» — лучший девиз не только для крупных фирм, но и для предприятий малого бизнеса.

вам придется потратить немало времени и сил, чтобы превратить всех своих сотрудников в команду единомышленников. Просто так ничего не получится. Все это станет возможным только на основе тесного и регулярного взаимодействия со своим персоналом, налаживания постоянной двусторонней связи.

7. Индивидуальные потребности

Все сотрудники работают ради удовлетворения своих потребностей. Причем эти потребности вовсе не обязательно сводятся к одной только зарплате. Не последнее значение для них может иметь чувство удовлетворения от достигнутой цели, от общения со своими коллегами, от выполнения нужной и важной работы.

Если же такого и в помине нет, то персонал будет работать без особого воодушевления. Причем даже один сотрудник, не испытывающий интереса к порученной ему работе, может сыграть роковую роль «ложки дегтя в бочке меда», испортив работу всего трудового коллектива. Его пример может оказаться заразительным для других сотрудников, и на них распространится его халатное отношение к своим должностным обязанностям.

Таким образом, третья ваша задача в качестве руководителя трудового коллектива — создать трудовые стимулы для каждого из сотрудников.

Успех в бизнесе является хорошим стимулом для большинства людей, поэтому высокие, но реальные цели, регулярные сообщения о достигнутых коммерческих результатах, а также разнообразные виды поощрений могут пробудить в сотрудниках активность и творческую энергию.

8. Итоги

В данной статье речь шла о том, как нужно управлять трудовым коллективом на предприятии малого бизнеса.

Прежде всего Вы должны четко уяснить свою задачу и цели коммерческой деятельности.

Затем необходимо убедиться в том, что эти цели поддерживают все ваши сотрудники.

Чутко улавливая мнение и настроение трудового коллектива, Вы должны добиваться единства своих коммерческих целей и целей трудового коллектива.

В этом случае Вы сможете пробудить в сотрудниках активность и творческую энергию, что станет залогом успешного развития предприятия.

В противном случае ваши сотрудники с утра до вечера будут бить баклуши.

Кроме того, обратите особое внимание на свой стиль руководства персоналом. Правильный стиль работы станет основой успеха в бизнесе. При этом не следует забывать, что в общении с разными работниками и в зависимости от ситуации необходимо вести себя по-разному. Нужно обладать изрядной гибкостью и не бояться применить в случае необходимости авторитарные методы руководства, а на следующий день предстать перед своими работниками в обличье руководителя-демократа.

И наконец, в данной статье было отмечено, что при управлении персоналом необходимо помнить о решении триединой задачи:

Успех в бизнесе в значительной степени зависит от того, насколько эффективно Вы используете свои ресурсы, в том числе и трудовые, то есть свой персонал.



кнопка выхода


 /предпринимательство/   /для начинающих/   /как заработать/   /франшизы/   /маркетинг/   /топ идей/   /обучение/   /инвестиции/   /база знаний/ 

еще раз