В реальности, правильно составленный бизнес план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и окупятся ли все затраты сил и средств? И нужен он как самому предпринимателю, так и его потенциальному инвестору или банку.
Однако, "правильность" вашего бизнес плана зависит от его конкретного назначения. План "для себя" и план "для дяди"(для банка, инвестора или училки) - два разных плана. Как по форме, так и по содержанию.Общее только одно - очень важно сделать это именно на бумаге. "Дабы глупость оного, виднее была". И так же очень важно, чтобы бизнесмен сам лично готовил бизнес план. Для производства некоторых расчетов он может конечно обратиться и к специалисту, но все ключевые моменты плана должны быть осмыслены самим, лично.
Бизнес план "для себя" используется для принятия решений и как инструмент управления.
Если вы начнете свое дело с бизнес плана для внутреннего использования, то в процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые никогда не будут записаны во внешнем плане "для дяди". Этот план нужен вам для того, чтобы понять - стоит вообще лезть в это дело или лучше сразу забыть. Как следствие этого, решается вопрос о том, действительно ли вам нужен кредит или инвестор? Попытка привлечь дополнительное финансирование может быть основана на губительных иллюзиях, а вовсе не на обдуманных стратегических решениях.
Если в итоге выяснится, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% или даже больше от доходов инвестору, вы будете чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а ваш инвестор искренне не будет понимать причину вашего недовольства.
Бизнес план "для дяди" имеет смысл составлять только тогда, когда ваше внутреннее бизнес планирование покажет необходимость дополнительных денежных вливаний. И вот тут уже на первое место выходит принцип - "сделайте мне красиво".
Если план для себя, вы могли нацарапать на салфетке или туалетной бумаге, и главное в нем было оценить вашу экономическую реальность, то бизнес план для внешнего использования должен быть "правильным" и по форме и по цифрам.
И естественно, что бизнес план, составленный только для внешнего пользования, будет несколько приукрашивать эту реальность.
Не забывайте об этом. Вера в собственную пропаганду может плохо кончиться.
Однако, если писать бизнес план "для дяди" все равно надо, - надо писать его максимально "правильно".
Еще раз напоминаем - пишем сами. Это не "для банка"(там свои "писатели"), а для "инвестора" или "училки", что по форме и содержанию практически одинаково - чтобы было "красиво"
Сразу следует отметить, что бизнес план обычно пишется на перспективу, и составлять его необходимо не менее, чем на три года вперед. При этом для первого года основные показатели можно делать в месячной разбивке, для второго – поквартально, и начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями.
Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не существует некоего "стандартного" плана, приемлемого во всех случаях. Но, есть один испытанный принцип составления любого бизнес плана - "краткость - сестра таланта".
Чаще всего, для того чтобы понять осмысленность вашего предложения достаточно плана в 2-3 листа.Правда, иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, бизнес план делают достаточно пространным и подробным. Однако, чтобы у читающего не ослабевал интерес, его не следует чрезмерно перегружать. Большинство проектов прекрасно укладываются в 10-15 страниц.
При составлении бизнес плана обычно придерживаются некоторой схемы подачи материала. Хотя, это не более чем схема, и вы можете использовать ее при составлении своего бизнес плана по своему усмотрению. Тем не менее, схема содержит все главные моменты, которые необходимо представить на суд вашего "денежного мешка".
Не существует определенных общепринятых методик подготовки бизнес плана, однако, общая структура бизнес плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующей схемы основных разделов:
Стоит отметить, что «Резюме» – это, по сути, самая важная часть бизнес-плана!
Обусловлено это тем, что Ваши потенциальные инвесторы и партнеры именно «Цели проекта» читают в первую очередь. Резюме, если оно написано грамотно, чётко и доступно, дает возможность сразу понять основную цель создаваемого проекта, а в случае интереса перейти к более подробному изучению других разделов Вашего бизнес-плана.
Обычно раздел «Резюме» составляется в самую последнюю очередь и включает в себя сжатое изложение цели, задач и основных показателей проекта.
Это весьма и весьма общая схема. И очень примерная. Вы можете менять как сами разделы так и их содержимое исходя из своей специфики и стоящих перед вами целей. И понятий "правильности" и "красоты", естественно.
Стоит рассмотреть эти пункты поподробнее и учесть некоторые рекомендации по содержанию конкретных разделов бизнес плана.
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Здесь же должен быть приведен анализ идеи. План должен раскрывать заявленные цели и задачи проекта.
Цели должны быть также выражены КОЛИЧЕСТВЕННО и отражать не только то, ЧТО хотели бы Вы достичь в бизнесе, но также и то, что МОЖНО достичь в данной экономической ситуации.
Ваше резюме должно начинаться с выводов. Вы напишите их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом вашего бизнес плана. Выводы должны быть краткими и убедительными - "дай ему денег, дай".
В данном разделе описываются:
Формулировка основных направлений вашей деятельности должна быть, с одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с другой стороны - охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.
Здесь же можно провести анализ перспективности проекта (SWOT-анализ).
Например, сильные:
Слабые:
В этом разделе Вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства Вашей продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста, не используйте профессиональный жаргон.
Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые Ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
Опишите имеющиеся у Вас патенты или авторские права на изобретения или приведите другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на Ваш рынок. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться Вашими услугами. Вам необходимо продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга: ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа. Если у вас нет специального образования, следует почитать книги по маркетингу, обратиться за консультацией к специалистам.
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Так же должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Вы должны кратко пояснить, как организована система выпуска продукции (услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Вы также должны уделить внимание вопросам расположения
производственных площадей и размещения оборудования. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
В данном разделе объясняется каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте. Вы должны осветить
механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, оказать каким образом вы собираетесь заинтересовать их в достижении поставленных в бизнес плане целей. Поэтому установите, как будет оплачиваться их труд (например: оклад, премии, долевое участие в прибыли).
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных.
Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, производится анализ чувствительности проекта.
Очень важно, чтобы вы подчеркнули уникальность вашего проекта. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции или услуг.
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Риски - это те характеристики, которые находятся вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:
Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательность. Как они будут развиваться в дальнейшем. Обязательно нужно привести описание слабых сторон, не забывая, однако, и о путях их устранения. Иначе, если за вас это сделают инвесторы, то вам же будет хуже: вас сочтут фантазером или легкомысленным недальновидным человеком.
Напрример угрозы:
По потребности инвестора прикладываются всевозможные документы, позволяющие ему более детально изучить ситуацию, при желании конечно.
Бухгалтерская и управленческая отчетность, договора с клиентами и поставщиками, спецификации оборудования, маркетинговые исследования и прочее и тому подобное. Сколько пожелает.
Лишь бы было "красиво".
Основные направления бизнес плана говорят о том, ЧЕГО вы хотите достичь и сколько денег вам на это надо.
Следующая стадия - сформулировать их так, чтобы они показывали, КАК вы хотите этого достичь, определив при этом задачи, которые необходимо решить. Скоординированная совокупность задач, направленная на достижение поставленных целей, составляет вашу стратегию. Стратегии должны включать в себя различные подходы к ценообразованию продукции, работе с персоналом, финансовым вопросам. Стратегия(как и весь бизнс-план) не должна быть слишком сложной и перегруженной - она должна быть доступна для понимания инвестора.
Необходимо рассмотреть несколько вариантов бизнес-стратегий, дать им оценку и выбрать то необходимое, что может помочь вам в осуществлении поставленных в бизнес плане задач.
Ну, и выбить деньги из инвестора, естественно.
Собственно для этого все это и затевалось.