1. Национальная экономика: цели и результаты
Под
национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это
совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними
экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе
выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ,
услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное,
государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм
характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым
законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и
финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между
хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим
экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то
хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же
интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид,
имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего
блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности,
эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема
производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные цели достигаются через применение
определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование
государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль
за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие
инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая
политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования
национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов
прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное
использование ограниченных людских и материальных ресурсов. В лекции об
общественном производстве и его результатах эти показатели приводились (ВОП,
НД, ВНП) и давалась характеристика каждому из них.
Общей закономерностью рыночной экономики является
цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в
производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и
подъемом. Кризисы стали периодически повторяться
начиная с 1825 г.
Цикличность рыночной экономики обусловлена
объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое
обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут
быть самые разные причины, и прежде всего,
денежно-кредитные потрясения.
Если периодичность обычных кризисов составляет -
7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны измеряются 40-60
годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа
производства.
Кризисы сопровождаются безработицей,
расстройством денежной системы, банкротствами, ухудшением жизни населения.
Наряду с теорией цикличности и в противовес ей
существует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах
представителей классической науки (А. Смит, Д. Рикардо)
и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам
рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его
поддержание, взаимную сбалансированность спроса и предложения, накопления и
потребления, а также между производством средств производства
и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки
экономических связей считается механизм свободной конкуренции.
2. Сущность и функции финансов
Современный
мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими
пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на
международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях,
начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и
используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме
выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных
карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм
вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов
денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и
составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений,
возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями,
территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов,
образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают
кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение
товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками
общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения
прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как
средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена,
они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и
экономических отношений.
Финансовая система включает три основных звена:
государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех
звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются
на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных
элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный
бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые
позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в
последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета
правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета).
Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит
бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние
стремятся оставить больше средств в своем
распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные
средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют
строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и
расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на
80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования
государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура
расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды
(здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие
народного хозяйства, на оборону, государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики
налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной
справедливости и связей с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции
"Об экономической роли и функциях современного государства". В
Украине налоговая система находится еще в стадии становления.
Соотношение доходной и расходной части бюджета
может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства
сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика
бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый
предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике.
Страна начинает жить в долг перед своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия
жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен
превышать 2% от ВНП.
3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства
Под
фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное
вмешательство государства в экономические процессы и
явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в
сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части
государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей
национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и
стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США
завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью населения,
а, следовательно, и с высоким его платежным спросом, что в свою очередь
обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого
динамизма лежит эффективная финансовая политика государства, которая всегда
подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ:
стимулирование хозяйственной активности предпринимателей, мелкого бизнеса, на
борьбу с безработицей, с инфляцией и т.п.
В развитых государствах через бюджеты
распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов
годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную
перестройку производства, осваивать новейшие технологии и разрабатывать
крупномасштабные научно-технические программы.
Процесс становления фискальной политики в Украине
идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки
государство утеряло контроль за хозяйственной
деятельностью, ценообразованием, не создало правовую основу налоговой системы.
С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу
материального производства, капитал сосредоточился в торгово-посреднической
сфере, которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет
50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов
тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой
многочисленной, что начинает работать сама на себя. Создается
система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться
сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо
учитывать два момента: психологию населения, непривычной к четкой записи своих
доходов и расходов, а также старушек и инженеров, торгующих семечками в местах
массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с
государственной кружкой было бы кощунством.
В основу фискальной политики
государства предполагается ввести следующие принципы:
- основу всей системы налогообложения должны
составить прямые налоги на землю, имущество, капитал, доходы физических и
юридических лиц и прибыль юридических лиц;
- косвенные налоги должны применяться в форме
акцизов с целью защиты собственного производителя, ограничения потребления
отдельных видов товаров, а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
- ликвидация необоснованных льгот при
налогообложении.
4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства
Теоретическое
обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского
ученого Дж. Кейнса и его последователей. В
экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования
экономики, основными элементами которой являются потребление, сбережение,
инвестиции, то есть модель совокупного спроса.
Совокупный спрос включает потребительский спрос и
спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется
количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода
времени. На общее количество ресурсов, расходуемых на
потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы.
Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше
покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления
по мере роста доходов, но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются
две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к
сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост
потребления, а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли
экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает
существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.
Сбережения и инвестиции могут осуществляться
разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот, кто сберегает, совпадают в
том случае, когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во
второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения, а
источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и
другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью
доходов населения.
Но сбережения и инвестиции зависят от разных
факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой
вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15%
прибыли, а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это
сложилось в России и Украине), то куда пойдет поток средств фирм? Естественно
на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать
заработную плату бюджетни-кам
и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае
не будет.
Сбережения - это возрастающая функция процента, а
по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень
процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения, тем
выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.
Рост инвестиций ведет к росту производства и
национального дохода, вызывает вовлечение в производство дополнительных
рабочих, увеличивается занятость, а с ней и доход и потребление. Суть теории
(эффекта) мультипликатора и заключается в том, что увеличение инвестиций
приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину
большую, чем первоначальный рост инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную
реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как
отношение прироста дохода к приращению занятости.
На макроуровне
эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста
национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении
эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду, здоровье
населения.
Рыночная экономика автоматически не регулирует
инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это
функция государства, при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в
краткосрочном, так и в долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.
по лекциям П.Г. Ермишина